МОСКВА, 25 мая - РАПСИ, Алексей Афонский. Российская адвокатура сегодня постоянно подвергается нападкам со стороны других участников судебного процесса и нуждается в большей защите своих законных прав, заявили участники состоявшегося в понедельник в Москве круглого стола "Независимый суд как основа экономического роста", организованного Комитетом гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина.

Главной темой выступлений почти всех участников стало повсеместное нарушения прав адвокатов. В своем вступительном слове председатель КГИ, экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин отметил, что его организация "старается оказывать давление на правоохранительные органы и законодателей, ответственных за реформирование судебной системы". Делать это, по словам докладчика, ему и его единомышленникам приходится "из-за отсутствия уверенности в четкости правосудия". В противном случае, это давление "можно было бы ослабить".

Также глава КГИ посетовал на снижение спроса на адвокатские услуги, наблюдаемое в последнее время. Отчасти это вызвано экономическим кризисом и ухудшающимся финансовым положением потенциальных клиентов, отчасти - снижением доверия к адвокатам со стороны населения.

"Адвокатура на сегодняшний день - слабое звено в судебной системе. Мы вместе с Комитетом стараемся исполнять роль заказчиков ее реформирования и преобразования", - отметил Кудрин.

"Уникальный институт гражданского общества"

Модератор круглого стола - известный российский адвокат Генри Резник - обратил внимание собравшихся на то, что адвокатура является "единственным в стране институтом гражданского общества, чей статус в таком виде закреплен законодательно". Резник рассказал о деятельности возглавляемой им Комиссии по защите прав адвокатов при Федеральной палате адвокатов (ФПА) РФ, которая из года в год фиксирует все больше случаев нарушения прав коллег.

Лидируют среди них вызовы на допрос в следственные органы в качестве свидетелей с последующими незаконными попытками узнать подробности дела, ставшие известными адвокату от клиента. По словам Генри Резника, в предыдущие годы ему "не доводилось замечать такого уровня наглости и дерзости при нарушении базовых адвокатских прав со стороны представителей госорганов".

Арбитр или участник?

Бывший судья Мосгорсуда, а ныне член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Сергей Пашин озвучил главный, по его мнению, вопрос, который предстоит решить всем заинтересованным сторонам для полноценной и качественной работы правосудия: является ли суд арбитром между противоборствующими сторонами, или же полноправной стороной процесса? В нынешних реалиях государство все чаще придерживается второго варианта ответа, что, по мнению Пашина, ошибочно.

Так, Верховный суд РФ собирается предоставить судьям право оценивать деятельность адвокатов и отстранять их от процесса без согласия обвиняемых, руководствуясь соображениями защиты их интересов. Это нововведение, в случае его реализации, будет противоречить основным правам адвокатов, правам человека и нормам международного права, заключил Пашин.

Назрели законодательные изменения

Член совета Адвокатской палаты Москвы Роберт Зиновьев заявил, что адвокатура "находится под угрозой и может лишиться своего статуса института гражданского общества, достижением которого особенно гордится Генри Резник".

Одним из симптомов надвигающейся "болезни" можно считать, по мнению Зиновьева, "участившиеся факты дискриминации защиты в судебных процессах, как уголовных, так и гражданских". Информация от Комиссии по защите прав адвокатов постоянно анализируется и доводится до сведения различных адвокатских палат в надежде, что это "позволит им быть начеку".

Зиновьев при этом признал, что после того, как на данную проблему во время своего президентского срока обратил внимание Дмитрий Медведев, "вопиющих случаев стало меньше, однако общая тенденция по нарушению всевозможных прав защитников сохраняется". В этом смысле наиболее проблемными регионами, по мнению адвоката, являются Москва, Московская, Волгоградская, Свердловская, Ростовская, Тюменская и Орловская области.

Наиболее часто совершаемыми нарушениями Зиновьев назвал различные виды покушения на адвокатскую тайну: допросы в качестве свидетелей, обыски на рабочих местах и дома, отказ в допуске к подзащитным. Однако не менее тревожными являются сведения о многочисленных случаях уголовного преследования адвокатов за их профессиональную деятельность.

Член совета Адвокатской палаты Москвы привел в качестве примера использования властями административного ресурса прошлогодний скандал в Кемеровской области, где губернатор Аман Тулеев направил письмо председателю регионального арбитражного суда. В послании чиновник просил разобраться в деятельности адвокатов в рамках одного из дел, поскольку она, по его словам, наносила ущерб экономическим интересам области. В результате представители участвовавшей в процессе коммерческой компании столкнулись со множеством препятствий в своей работе.

Для изменения сложившейся ситуации Зиновьев вместе с коллегами разработал целый пакет предложений и поправок в действующее законодательство.

Так, в нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ, где говорится о том, что адвокаты "допускаются" к участию в процессе, необходимо заменить формулировки на "осуществляют защиту". Эта мера лишит суд, следствие и прокуратуру возможности недопуска защиты до участия в процессе.

Также необходимо прописать в законах обязанность суда принимать к рассмотрению представленные адвокатом доказательства и назначать экспертизы по требованию защиты. Но главное, по словам юриста, "помнить, что все нарушения прав адвокатов в конечном итоге нарушают права их доверителей - граждан России".

Главные "обидчики" - судьи и ФСИН

Представитель Института проблем правоприменения Екатерина Ходжаева, в свою очередь, рассказала об исследованиях своей организации в сфере судопроизводства. Сотрудники Института проводят многочисленные опросы и экспертные интервью с целью обрисовать текущую картину в отечнственной судебной системе и выявить ее основные проблемы и вызовы.

Так, в ходе опросов представители адвокатского сообщества рассказали коллегам Ходжаевой о том, что считают большой процент обвинительных приговоров в российском правосудии следствием институциональных ограничений в работе защитников. В то же время, большинство судей убеждены, что причиной этого явления стоит признать слабость адвокатуры.

Также в ходе исследований выяснилось, что 45% адвокатов сталкивались с отказом различных органов власти отвечать на запросы, половине опрошенных не удавалось приобщить к делу письменные доказательства, 40% адвокатов имели в своей практике оправдательный приговор, а 86% добивались прекращения преследования своих клиентов за примерением сторон.

Все стороны судебного процесса, по словам Ходжаевой, так или иначе нарушают закон и права участников разбирательства. Больше всех грешат судьи и сотрудники ФСИН, которых адвокаты чаще других называют в числе своих "обидчиков".

Еще одной распространенной проблемой является отказ судов учитывать интересы сторон при назначении времени и даты заседаний. Привела докладчик и результаты исследований американских ученых, согласно которым адвокаты, причем не только в России, зачастую выступают посредниками между обвинением и клиентом, и видят свою задачу в том, чтобы уговорить подзащитного согласиться с позицией следствия и прокуратуры, и тем самым снизить риск сурового наказания. Такой подход иностранные ученые называют системной ролью адвоката, уточняя ее нежелательность для обвиняемых. В идеале же адвокат должен играть несистемную роль, ставя во главу угла интересы клиента.

Альтернативные расследования

Бывший следователь, а ныне адвокат Павел Зайцев рассказал собравшимся, что часто, защищая клиентов, проводит собственные адвокатские расследования обстоятельств дела, результаты которых нередко расходятся с обвинительным заключением. Причинами основных трудностей в своей работе Зайцев назвал пробелы в законах, не определяющие в обязательном порядке полученные адвокатами объяснения как доказательства по делу. Прокуратура же, как правило, относится к адвокатским жалобам как к простым обращениям, не требующим обязательной реакции.

В настоящее время Зайцев защищает бывшего руководителя "Моего банка" Глеба Фетисова, обвиняемого в многомиллиардных хищениях денег вкладчиков. По словам адвоката, подсудимый неоднократно выражал готовность возместить инкринимируемый ему ущерб,  но не мог получить от следственных органов реквизитов счетов для перечисления средств. Когда же это было сделано, выплата суммы, многократно превышающей размер претензий, не освободила бизнесмена ни от преследования, ни даже от содержания в СИЗО.