МОСКВА, 26 мар — РАПСИ, Николай Меркулов. Бывший глава УСБ СКР Михаил Максименко посчитал служебной провокацией признание своего бывшего заместителя Александра Ламонова в получении взятки за содействие в освобождении из СИЗО предполагаемого "криминального авторитета" Андрея Кочуйкова по кличке "Итальянец", передает корреспондент РАПСИ из зала Московского городского суда.

В понедельник суд заслушал показания экс-главы УСБ СКР, в которых он отверг свое влияние на деятельность других следственных подразделений и опроверг обвинения в коррупционных преступлениях. Бывший высокопоставленный следователь обвиняется в получении двух взяток на общую сумму 550 тысяч долларов. 

"Я общался с Ламоновым у себя дома. После распития алкогольных напитков он признался в получении денег за содействие делу Кочуйкова. Конкретики в его словах не было: валюту он не указал, сказал только, что деньги лежат в сейфе на работе. Я решил, что это провокация со стороны Ламонова. Я сам часто "забрасывал" дезинформацию, чтобы узнать о фактах коррупции в ведомстве", — сказал Максименко. 

Коробка с деньгами

Обвиняемый рассказал, что встречи с заместителем в служебной квартире Максименко происходили регулярно и на них обсуждались рабочие моменты. 

"Мы пили алкогольные напитки, приносили еду из магазина. Даже на записях прослушки, которые имеются в материалах дела, слышно, как шелестят пакеты. Мы и раньше встречались у меня дома. В мае 2015 года я поговорил с ним и посоветовал деньги вернуть под угрозой раскрытия этой информации. Я не мог предпринимать какие-то действия, поскольку у меня не было доказательств, а вскрытие его (Ламонова — прим. ред.) рабочего сейфа могло привести к моей дискредитации в ведомстве, если бы этот факт не подтвердился", — сказал Максименко. 

Экс-руководитель УСБ СКР подчеркнул, что Ламонов хотел вернуть деньги взяткодателю на следующий день. По версии обвиняемого, он провел негласную проверку, пообщавшись с другими следователями по данному поводу.

"Докладывать об этом разговоре я не стал, поскольку считал его провокацией. Я только поговорил с Никандровым (экс-замначальник ГСУ СК РФ по городу Москве — прим. ред.), который, видимо, не знал о действиях Ламонова. Коробки с деньгами мне домой не приносили, я даже не знаю, как можно потратить такую сумму", — добавил Максименко.

Дальнейшее "расследование"

В конце весны обвиняемый пригласил в служебную квартиру своего подчиненного Дениса Богородецкого, поскольку брал больничный и находился дома. По словам Максименко, таким образом он пытался проверить информацию о возврате Ламоновым денежных средств и возможность Богородецкого общаться с Кочуйковым, что должно было косвенно подтвердить реальность передачи денежных средств за освобождение "Итальянца". 

"Я встречался с Богородецким, который рассказал, что деньги Ламонов вернул. Я хотел проверить, может ли Богородецкий повлиять на решение вопроса о признании Кочуйковым вины", — сказал Максименко. 

Также обвиняемый рассказал о том, что за день до задержания он в телефонном разговоре узнал о готовящейся провокации против СК. 

"В ходе телефонного разговора с бизнесменом Дмитрием Смычковским (предполагаемым взяткодателем — прим. ред.), я узнал о подготовке провокации со стороны управления "М" ФСБ и записал это на листок. При задержании у меня записку изъяли. По информации Смычковского, за эту провокацию против СК заплатили 3 миллиона долларов США", — завершил открытую часть своих показаний Максименко. 

Суд заслушает остальные показания обвиняемого в закрытом режиме.

Обвинение

По данным Генпрокуратуры (ГП) РФ, в 2016 году Максименко вместе с соучастником, дело в отношении которого выделено в отдельное производство, получил 500 тысяч долларов взятки за содействие по одному из уголовный дел, которое расследовало территориальное подразделение СКР.

"Также он обвиняется в получении в 2015 году взятки в размере 50 тысяч долларов за организацию в интересах взяткодателя незаконного уголовного преследования в отношении сотрудников ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области", — уточнили в ГП.

Максименко был задержан вместе с двумя другими высокопоставленными сотрудниками СК РФ — замначальника ГСУ СК РФ по городу Москве Никандровым и замглавы УСБ СКР Ламоновым. Все трое были заключены под стражу в рамках уголовного дела о вымогательстве восьми миллионов рублей, фигурантом которого является предполагаемый "вор в законе" Захарий Калашов, также известный в криминальном мире как Шакро Молодой. Кроме того, следствие считает, что с июня 2015 года по август 2016 года злоумышленники вымогали 10 миллионов рублей у генерального директора крупного акционерного общества.

Фигуранты дела отрицают свою связь с предполагаемым криминальным авторитетом: Никандров и Ламонов обращались в суд с гражданскими исками к СМИ с требованием опровергнуть размещенную в публикациях информацию о связях с Шакро Молодым. Однако столичный суд отказал в принятии заявлений к производству.