МОСКВА, 3 дек – РАПСИ, Анна Шубина. Нападение на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина практически приравняли к убийству – фигуранты дела получили от 4 до 10 лет колонии, причем строгого и особого режима, коллега и оппонент Филина в театре танцор Павел Дмитриченко приговорен к шести годам заключения за организацию нападения.

Непосредственный исполнитель преступления Юрий Заруцкий, который подкараулил потерпевшего около дома и плеснул ему в лицо электролитом, приговорен к 10 годам заключения. Водитель Андрей Липатов, который подвез его к месту нападения, а затем помог скрыться, получил 4 года колонии строгого режима.

Защита намерена обжаловать приговор, а независимые адвокаты, опрошенные РАПСИ, посчитали решение суда о сроках наказания излишне суровым, отметив, что зачастую  участники убийства получают меньше.

Нападение на Филина произошло 17 января в Москве: в лицо худруку балета ГАБТа плеснули кислотой. Он попал в больницу с ожогами лица третьей степени и ожогом глаз. Филин перенес более 20 операций на глазах. Сейчас его левый глаз достиг остроты зрения в 80%, лечение правого еще не завершено, но им Филин уже может видеть большие символы. В середине сентября худрук балета вернулся в Москву из Германии, где проходил лечение.

Обстановка в зале суда

Данное уголовное дело с самого начала привлекало внимание общественности – к криминальной составляющей примешалась романтика и скандалы театральной жизни. Поприсутствовать на финальном аккорде драмы собралось более сотни журналистов, родственники подсудимых, а также насколько сотрудников театра. Чтобы в зал суда смогло попасть больше людей, из него убрали все лавочки, трехчасовой приговор все слушали стоя.

Подсудимые во время оглашения находились в клетке, при этом с них даже не сняли наручники. Они не сильно нервничали, по крайней мере внешне, улыбались знакомым и родственникам, которых видели в зале.

Последние, в свою очередь, не могли сдержать слез, услышав приговор.

Когда на резолютивную часть в зал пустили операторов с камерами и фотографов, начались конфликты из-за мест. Журналисты даже потеснили адвокатов и конвойных, которые привели обвиняемых. Попытки разместиться "лесенкой", когда часть операторов сидит на полу, часть стоит, а часть для лучшего обзора взобралась на стремянки, была пресечена приставами – приговор нужно слушать только стоя.

При этом фотографировать и снимать судью запретили.

Обстоятельства дела

В самом начале чтения приговора судья Елена Максимова отметила, что все подсудимые виновны в совершении преступления по предварительному сговору.

Судья указала, что Дмитриченко, будучи недоволен профессиональной деятельностью Филина, распределением денежных средств труппы и ролей в спектаклях, вступил в преступный сговор с Липатовым и Заруцким. Он рассказал им о его расписании, распорядке дня и месте жительства, обеспечил телефонами и сим-картами для звонков, передал 50 тысяч рублей.

Заруцкий, как указала судья, заранее купил электролит, содержащий серную кислоту, выпарил из него воду, затем дождался Филина около его дома и плеснул получившуюся жидкость в лицо. Липатов, согласно заранее отведенной ему роли, подвез Заруцкого в месте преступления, осматривал окрестности и контролировал обстановку, а затем помог ему скрыться.

Доказательства обвинения

Вывод о виновности всех подсудимых судья мотивировала доказательствами и показаниями, в том числе самих подсудимых и коллег Дмитриченко из Большого театра, подтвердившим неприязненные отношения между ним и потерпевшим.

Она также ссылалась на показания самого Филина. Он рассказал, что в день нападения направлялся из театра домой и тут заметил возле себя молодого человека, лицо которого было закрыто капюшоном и шарфом. Потерпевший понял, что ему угрожает опасность и в этот момент в него плеснули жидкостью.

Преступление он связал со своей профессиональной деятельностью.

Кроме того, в обоснование приговора судья ссылалась на данные телефонных операторов, свидетельствующие о том, что Дмитриченко и Заруцкий часто звонили друг другу и писали смс. Также она зачитала выводы экспертов, нашедших следы кислоты на одежде Филина. Жидкость в банке, из которой облили потерпевшего, испарилась, поэтому определить концентрацию кислоты в ней оказалось невозможно.

Показания свидетелей защиты, в частности танцоров Николая Цискаридзе и Анжелины Воронцовой, как указала судья, не опровергают версию обвинения.

Смягчающие обстоятельства

В заключительной части приговора судья указала на смягчающие и отягчающие обстоятельства. Так, Дмитриченко, отметила она, привлекается к уголовной ответственности впервые, ранее занимался общественно-полезным трудом. У Липатова есть маленький ребенок, кроме того, суд учел его посредническую роль. А вот Заруцкого суд отправил в колонию особого режима, так как усмотрел в его действиях особо опасный рецидив – ранее он был судим за убийство. Из смягчающих обстоятельств ему тоже зачли наличие несовершеннолетнего ребенка.

Судья также удовлетворила гражданский иск Филина, постановив взыскать с подсудимых 3 миллиона рублей морального вреда и 508 тысяч материального. Эта сумма сложилась из стоимости лечения, а также вещей, испорченных кислотой – телефона, куртки, сумки, перчаток.

Судья постановила уничтожить вещественные доказательства – банку от томатной пасты, в которой была кислота, сумку, перчатки.

Жалоба в Мосгорсуд

Адвокаты осужденных намерены обжаловать приговор. Так, Дмитриченко, не отрицая своего участия, настаивает на менее тяжкой статье обвинения, указывая, что он просил просто побить Филина, а не причинять ему тяжкий вред здоровью. Также суд учел частичную компенсацию вреда – Дмитриченко, как стало известно на предыдущем заседании перечислил Филину в счет погашения иска 50 тысяч рублей.Липатов вообще просит об оправдании. По его словам, он просто подрабатывал частным извозом, поэтому и подвез Заруцкого. Последний взял всю вину на себя, но просил не суд не "ломать жизни" соучастникам.

Апелляционную жалобу по этому делу предстоит рассмотреть Мосгорсуду.

Представитель Филина Татьяна Стукалова сказала, что вопрос о том, будет ли обжаловать приговор, решит после того, как сообщил о нем своему доверителю. Она напомнила, что Филин просил для обвиняемых наказания в виде лишения свободы. Но не называл конкретных сроков, полагаясь на мнение суда. В настоящее время он находится в Германии, где готовится к очередной операции.