МОСКВА, 19 фев - РИА Новости. "Тройка" профессиональных судей Мосгорсуда в пятницу огласила приговор, который заранее был назван историческим: бывший начальник ОВД "Царицыно" Денис Евсюков за бойню в супермаркете на юге Москвы пожизненно лишился свободы и звания майора милиции.
Суд признал экс-милиционера виновным в убийстве двух и покушении на убийство 22 человек, посягательство на жизни задержавших его милиционеров и незаконный оборот оружия. Таким образом были приняты все обвинения, выдвинутые прокуратурой в отношении Евсюкова.
При этом решение в силу не вступит, пока следующая судебная инстанция - Верховный суд РФ - не вынесет решение по жалобе, о подаче которой уже заявила адвокат Евсюкова Татьяна Бушуева.
За двух убитых
Еще в самом начале оглашения приговора судья Николай Фомин, накануне повышенный до заместителя председателя Мосгорсуда, сообщил присутствующим в зале, что суд установил вину подсудимого в двух убийствах - водителя Сергея Евтеева, который подвозил Евсюкова в ту злополучную ночь с 26 на 27 апреля 2009 года, и кассира супермаркета "Остров" Эльмиры Турдаевой, оказавшейся не в то время и не в том месте.
Все действия Евсюкова были признаны судом осознанными, целенаправленными и подчиненными единому умыслу. Поэтому судьи не нашли основания для переквалификации поступков или оправдания Евсюкова по ряду эпизодов, о чем просила в ходе прений адвокат обвиняемого.
Бушуева предлагала суду рассмотреть возможность квалифицировать действия ее подзащитного по более мягкой - 1 части статьи 105 УК РФ (убийство), поскольку поддерживала мнение клиента о том, что он не мог иметь умысла на лишение жизни Евтеева.
При этом в убийстве Турдаевой Евсюков признался, не видя смысла спорить с тем, что зафиксировала камера видеонаблюдения в магазине.
Пожизненный срок за расстрел двух человек стал самым серьезным, поглотившим совокупность всех остальных.
За семь раненых, 11 напуганных и четверых милиционеров
Судебная коллегия также согласилась с обвинителями во всем, что касается наказания за нападения на других людей, оказавшихся на дороге Евсюкова в тот вечер. Ему не удалось их "добить" по независящим от него причинам, решил суд. В том числе - благодаря вовремя оказанной медицинской помощи, осечке пистолета и другим.
В результате за семерых раненных и 15 признанных потерпевшими Евсюкову назначено 12 и 13 лет лишения свободы. Двойное наказание определено потому, что четверо пострадавших ко всему прочему сотрудники милиции, буквально бросавшиеся под пули, обезвреживая тогда еще майора на заднем дворе супермаркета.
За посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов Уголовный кодекс РФ предусматривает также пожизненное лишение свободы, но поскольку никто из участников задержания ранен не был, высшая мера наказания не избиралась и даже не предлагалась обвинением.
Защита Евсюкова, равно как и он сам, категорически противились обвинению по этой статье, упирая на то, что обвиняемый - сам сотрудник внутренних органов и никак "не мог и не хотел" стрелять по коллегам.
Суд не согласился с этим доводом, отмечая, что "он (Евсюков) не мог не осознавать, что они находятся там (на заднем дворе супермаркета) для пресечения его незаконных действий, поскольку они были в форме" и, как выяснилось в ходе следствия, постоянно были освещены фонарем, что исключало возможность перепутать их с кем-то.
Также суд удовлетворил оба гражданских иска, заявленных в рамках дела. В результате сети аптек "Ригла" будет компенсировано чуть более 4,8 тысячи рублей за разбитую шальной пулей дверцу шкафа и испорченные антицеллюлитные препараты, а сожительница Евтеева Ольга Погонина получит свыше 120 тысяч рублей за ремонт прошитой выстрелами машины. Автомобиль суд также постановил вернуть владелице.
За пистолет Макарова
Одна из основных улик по делу - пистолет Макарова, из которого Евсюков стрелял по людям минувшей весной, осталась для суда достаточно невнятной, поскольку еще на стадии следствия выяснилось, что с него пропали все отпечатки, которые должны были остаться неминуемо - экс-глава ОВД держал оружие голыми руками. Также не прояснилось, как пистолет, пропавший из дела, расследуемого на Северном Кавказе, смог попасть в руки московскому милиционеру.
В связи с этим суд убрал из квалифицирующих признаков по статье "незаконный оборот оружия" хранение и приобретение пистолета Макарова. И запрошенные четыре года за нарушение части 1 статьи 222 УК РФ были снижены до трех лет. Впрочем, вряд ли это существенно для приговоренного к пожизненному заключению.
Это оружие, как и патроны к нему, стали основанием для внесения частного определения главе МВД РФ Рашиду Нургалиеву. В ходе прений адвокат потерпевших Игорь Трунов обращался к суду с соответствующей просьбой, так как полагает, что милиции необходимо провести служебную проверку в своих рядах "в части провала работы кадровых служб министерства", которые допустили назначение на достаточно высокий пост молодого и, как выяснилось, эмоционально нестабильного человека.
Суд же в определении уточнил, что просит заняться "устранением причин и условий, способствовавших совершению преступления". В том числе речь идет о "путешествии" пистолета и патронов, которые, находясь на вооружении ГУВД столицы, должны были находиться под строгим учетом.
Новые процессы
Помимо основной жалобы на приговор, который намерена заявить сторона защиты, решение Мосгорсуда повлечет еще и ряд обращений в суды с требованием компенсаций со стороны потерпевших. И пожизненный приговор станет основанием для их удовлетворения, считают адвокаты раненных.
Еще до процесса в Мосгорсуде двое молодых людей, получивших огнестрельные ранения, пытались в Нагатинском суде столицы выиграть иски о компенсации на различные суммы, однако тогда им это не удалось.
Теперь же не только представители Луизы Салиховой и Ильи Герасименко, но и ряд других потерпевших планируют потребовать компенсировать им моральные и физические страдания.
Адвокат Трунов еще до рассмотрения уголовного дела по существу сообщал журналистам о поданной жалобе в Европейский суд по правам человека жалобе, в которой заявители ссылаются на статью 2 Конвенции о защите прав человека, в которой говорится о праве на жизнь, статью 6 (справедливое судебное разбирательство) и статью 13 (право на защиту).
Достаточно ли пожизненного?
О справедливости такого наказания после его вынесения рассуждают сегодня многие, в большинстве, конечно, придерживаясь мнения, что оно заслуженно.
Так, начальник управления информации и связей с общественностью столичного ГУВД полковник милиции Виктор Бирюков заявил РИА Новости в пятницу, что мера наказания для его бывшего коллеги "правильная и справедливая".
Представитель Общественной палаты РФ Ольга Костина отмечала, что с ее точки зрения "этот приговор оправдан".
"Конечно, он суров, но ведь и таких потрясений мы не знали. Это было дерзкое преступление, совершенное сотрудником правоохранительной системы, за которое он должен отвечать", - заявила РИА Новости Костина.
При этом президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник отметил, что, будучи сторонним наблюдателем, он не пришел к однозначному выводу о мотивации Евсюкова.
"Для меня осталась непонятной мотивация Евсюкова. Мне кажется, сознание у него все же было помутнено, иначе я не понимаю его действий применительно к совершенно непричастным жертвам", - сказал он.