По данным всероссийской переписи населения, самый малочисленный коренной этнос в России – кереки, проживающие в Беринговском районе Чукотского автономного округа. На сегодняшний день кереками называют себя всего четыре человека в стране, а керекским языком владеют десять. 

О законодательных особенностях жизни коренных малочисленных народов России, а также о том, как крупные компании помогают им сохранить свою уникальность, — рассказываем на примере компании «Роснефть».


Само понятие «коренной народ» — это термин международного права. Под ним понимают народы, столкнувшиеся с колонизацией, и поэтому оказавшиеся в меньшинстве внутри государства. Российское законодательство оперирует термином коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, что указывает на его географическую специфику. При этом отечественные законы достаточно четко определяют, какой народ относить к коренным. Так, дополнительные права предоставляются только тем коренным народам, которые не проходят «барьер по численности»: их количество не должно превышать 50 000 человек. 

Международная законодательная база

Первым международным законом, наделившим коренные народы статусом особого субъекта права, стала Конвенция №107 Международной организации труда «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах». Она была разработана в 1957 году и по сути своей сводилась к интеграции малочисленных народов. Именно этот факт подвергался резкой критике, что в результате привело к пересмотру конвенции и принятию новой в 1989 году. Так свет увидела Конвенции МОТ №169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах. В ней были учтены критические замечания предыдущего документа, и сдвиг в сторону интеграции малочисленных народов был исправлен. 

Следующим важным международным законодательным шагом для малочисленных народов стало принятие в 2007 году Декларации ООН о правах коренных народов. В ней были закреплены такие права коренных народов как: право на культурное и религиозное самовыражение, самобытность, язык, занятость, здравоохранение, образование, а также на сохранение и укрепление своих собственных институтов, культур и традиций и на продолжение своего развития в соответствии со своими собственными потребностями и устремлениями. 

Российский взгляд

Однако Россия не ратифицировала ни одну конвенцию МОТ по правам коренных народов. Кроме того, на голосовании по принятию Декларации ООН наша страна воздержалась, не отдав свой голос ни за, ни против. Таким образом, было окончательно обозначено свое видение по вопросу взаимодействия с коренными малочисленными народами, которое нашло отражение в российской законодательной базе по данному вопросу. 

Самым важным документом, подчеркивающим особый статус коренных малочисленных народов, безусловно, является Конституция РФ. В частности, это подчеркивает Статья 72, часть 1:

«В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … (м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей». 

Особый статус малочисленных народов также закреплен в №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», принятом в 1999 году. Он регламентирует права коренных малочисленных народов России на защиту и использование их исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционных видов хозяйственной деятельности. Кроме того, закон закрепил право малочисленных народов получать компенсацию за ущерб, нанесённый их исконной среде обитания в результате промышленной деятельности, а также право на судебную защиту с учётом их традиций и обычаев.

Годом позже был принят и №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Он установил правила организации и функционирования особого вида общественных объединений — общин коренных малочисленных народов. Это юридические лица, создающиеся на добровольной основе путем общего собрания (схода), имеющие выборные органы управления (правление общины), устав, членство. Главная цель создания таких общин — защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов коренных малочисленных народов.

В 2001 году был также принят №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Он установил возможность присвоения статуса «территории традиционного природопользования» (ТТП) участку земли, который используется общиной коренного малочисленного народа для своей традиционной деятельности, а также возможность закрепления этого участка за данной общиной для безвозмездного использования в течение определенного продлевающего периода. 

Практика применения

Не смотря на, казалось бы, проработанную законодательную базу, российский подход к пониманию статуса коренных малочисленных народов до сих пор вызывает правовые споры. В частности, критике со стороны представителей малочисленных народов подвергается №49-ФЗ, ведь, по их мнению, положения законопроекта о территориях традиционного природопользования направлены в основном на защиту интересов хозяйствующих субъектов, а не проживающего на них населения. В частности, ТТП были исключены из «особо охраняемых территорий», что снижает степень защиты традиционной среды обитания коренных народов.

«Сегодня самая главная задача государства — это исполнение законов, регламентирующих природопользование и условия для нормальной жизнедеятельности коренных малочисленных народов», — считает Валентина Пивненко, член Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Что касается судебной практики по вопросам коренных малочисленных народов, она представлена не широко. Во-первых, это обусловлено тем, что их представители в силу традиционности уклада своей жизни не спешат отстаивать свои права в суде. Во-вторых, важным фактором, отбивающим это желание, является отсутствие единой судебной позиции. Зачастую истцу для того, чтобы добиться справедливости в суде, необходимо дойти до суда высшей инстанции. 

Отстоять права

Примером такого судебного процесса может служить дело по иску представителя северного народа саами Андрея Данилова. В марте 2019 года Данилов обратился в Министерство природных ресурсов (МПР) Мурманской области с заявлением проставить в охотничьем билете отметку «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления». Но ему было отказано. 

Отстаивать свои интересы заявитель решил в суде, куда он обратился с требованием проставить соответствующую отметку. Однако суды отказали ему в удовлетворении исковых требований. Судебные инстанции вплоть до кассационной признавали факт его этнической принадлежности. Но при этом подчеркивали, что истец не имеет права на заявленный вид охоты, поскольку проживает в благоустроенной квартире и имеет основной источник дохода, не связанный с традиционным образом жизни. 

Обратившись в Конституционный суд РФ, Данилов в своей жалобе указал, что его предки в советское время были переселены с традиционных территорий в места компактного проживания, но он хочет возродить и передать потомкам традиционный образ жизни. Для этого он в свое свободное время занимается рыбалкой и собирательством, традиционными ремеслами, но не может заниматься охотой из-за отсутствия соответствующей отметки в охотничьем билете.

Данные доводы судом были учтены. Разъясняя свою позицию, КС РФ подчеркнул, что требования о необходимости соблюдения мест традиционного проживания и ведения традиционной деятельности для распространения гарантий прав коренных малочисленных народов справедливы и исходят из необходимости сбережения их образа жизни. Однако они могут препятствовать получению этих гарантий тем представителям этноса, кто не живет постоянно на прежних местах, переехал в город, не может вести исторически сложившийся образ жизни, но при этом сохраняет связь с землей предков, следует их обычаям и передает их будущим поколениям. 

«Особое значение приобретает учет связи гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу, с территориями традиционного расселения его предков в ситуации, когда в силу серьезных изменений привычного уклада жизни этого народа, приведших на очередном историческом этапе и в определенном социально-политическом контексте к массовому переходу его представителей к городской жизни, такой гражданин вынужденно отдаляется от традиционного образа жизни и не имеет возможности каждодневно придерживаться исторически сложившегося для этого народа способа жизнеобеспечения, но ощущает внутреннюю потребность в соответствующей самоидентификации, в следовании обычаям предков, в их передаче будущим поколениям своей семьи», — объяснил свою позицию КС РФ по данному вопросу.

Помощь на местах

Данный судебный процесс прекрасно иллюстрирует то, что каждая такая ситуация отстаивания своих интересов представителями коренных народов уникальна и должна регулироваться в зависимости от конкретного случая. 

«Проблем хватает. Очень часто из-за несовершенства законодательной базы и бюрократизма люди не могут в полной мере воспользоваться своими правами. А ведь лучших охранников, экологов, природопользователей, чем коренные народы, не сыскать. Именно на наших территориях до сих пор сохранились краснокнижные животные и растения», — комментирует положение коренных малочисленных народов член Совета Федерации РФ Григорий Ледков. 

Зачастую решение таких конкретных проблем берут на себя крупные компании топливно-энергетического сектора, ведущие свою производственную деятельность в близлежащих регионах. Так, компанией «Роснефть» на сегодняшний день реализовано более тысячи проектов в поддержку коренных малочисленных народов севера.

Внимание компании к проблемам коренных жителей в регионах добычи не случайно. Ведь с 2010 года «Роснефть» является членом Глобального договора ООН — самой широкой международной инициативы в области социальной ответственности. Она объединяет свыше 12 тысяч компаний из более чем 160 стран. Кроме того, в декабре 2018 года совет директоров «Роснефти» одобрил стратегию компании в части приверженности 17 целям устойчивого развития ООН и публичную позицию «Роснефть: вклад в реализацию целей ООН в области устойчивого развития». Таким образом, поддержка коренных малочисленных народов севера стала частью глобальной стратегии «Роснефти» в области устойчивого развития. 

В рамках заявленной стратегии компания реализует комплексную программу, направленную на поддержку самобытных этнокультур коренного населения, традиционного уклада их жизни и хозяйственной деятельности. География программы впечатляет. Так, проекты реализуются на территории полуострова Таймыр, в Туруханском и Эвенкийском районах Красноярского края, Ханты-Мансийском, Сургутском и Нефтеюганском районах ХМАО-Югры, Ямало-Ненецком автономном округе, Якутии.

Стоит отметить, что огромный вклад в практическую реализацию программы поддержки коренных малочисленных народов вносят дочерние предприятия компании. В частности, один их ключевых проектов— возрождение национальной деревни Харампур — был реализован компанией «РН-Пурнефтегаз». В рамках проекта были построены школа-интернат, клуб с библиотекой, а также цех по переработке рыбы. В настоящее время деревня Харампур насчитывает более 800 жителей. Еще один проект, которым компания может по праву гордиться — это культурный национальный центр «Дом северных людей» в пригороде Тюмени. Он был построен при поддержке компании «РН-Уватнефтегаз». Центр не только стал местом проведения культурных событий и праздников северян, но и широко известным в России центром этнотуризма.

Одно из приоритетных направлений работы компании — это предоставление представителям местных этносов качественного образования. При поддержке «Роснефти» обновляется материально-техническая база школ, где учатся дети оленеводов, а также реализуются программы по предоставлению образования в средне-специальных и высших учебных заведениях представителям малочисленных народов. Интересен пример внедрения технологий в традиционную жизнь народов севера. Так, при содействии дочерней компании «РН-Юганскнефтегаз» был организован доступ к сети Интернет для 800 жителей родовых угодий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. На сегодняшний день это первый регион России, в котором можно, не покидая стойбище, дистанционно получать образование. Стоит отметить, что компания «Роснефть» активно помогает жителям Югры уже давно. 

«Роснефть» и ее структурное подразделение — «РН-Юганскнефтегаз» много лет являются нашими надежными партнерами в реализации социально значимых проектов, дополнительных мероприятиях по социально-экономическому развитию территорий, на которых работают их предприятия», — отметил в своем комментарии Александр Филипенко, в прошлом губернатор Ханты-Мансийского автономного округа, а ныне — аудитор Счетной палаты РФ. 

По самым скромным подсчетам за последние три года на реализацию данных программ компанией «Роснефть» было направлено более 187 млн рублей. Такой социально ориентированный подход бизнеса не только впечатляет, но и показывает — эффективная работа добросовестных компаний — залог в выстраивании отношений взаимовыручки с представителями коренных народов в регионах добычи. Ведь малочисленные народы не должны становится барьером для добывающих компаний. Как показала практика компании «Роснефть» грамотный подход способен помочь не только наладить контакт с представителями коренных народов, но и обрести союзников в их лице, при этом улучшая не только качество их жизни, но и свои производственные мощности.