Имущество гражданина, принадлежащее ему на праве общей собственности с супругом, подлежит реализации в деле о его банкротстве по общим правилам. В конкурсную массу включается часть средств от реализации общего имущества супругов, соответствующая доле гражданина в таком имуществе, остальная часть этих средств выплачивается супругу должника, напоминает Верховный суд (ВС) РФ.


Суть дела 

В рамках дела о банкротстве предпринимателя Артема Лещинского финансовый управляющий его имуществом обратился в суд с ходатайством об обязании Надежды Лещинской (супруги должника) передать имущество в конкурсную массу.  

Определением Арбитражного суда города Москвы заявление удовлетворено, на супругу должника возложена обязанность передать финансовому управляющему денежные средства, полученные от реализации автомобиля Лады Ларгус, а также транспортное средство марки Haval F7.  

Апелляционный суд и суд округа оставили решение первой инстанции без изменения. Суды исходили из того, что, поскольку кредиторская задолженность должника образовалась до заключения супругами брачного договора, то в конкурсную массу включается как имущество должника, так и общее имущество, перешедшее вследствие раздела имущества по брачному договору его супруге.  

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Надежда Лещинская обжаловала их в кассационном порядке в Верховный суд.  

Совместная собственность 

Имущество гражданина, принадлежащее ему на праве общей собственности с супругом (бывшим супругом), подлежит реализации в деле о банкротстве гражданина по общим правилам, напоминает Верховный суд. 

Он указывает, что в конкурсную массу включается часть средств от реализации общего имущества супругов (бывших супругов), соответствующая доле гражданина в таком имуществе, остальная часть этих средств выплачивается супругу (бывшему супругу). 

«Если при этом у супругов имеются общие обязательства (в том числе при наличии солидарных обязательств либо предоставлении одним супругом за другого поручительства или залога), причитающаяся супругу (бывшему супругу) часть выручки выплачивается после выплаты за счет денег супруга (бывшего супруга) по этим общим обязательствам (пункт 7 статьи 213.26 Закона о банкротстве)», — уточняет ВС. 

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Оно признается таковым независимо от того, на имя кого из супругов оформлена вещь либо кем из супругов внесены денежные средства в счет ее оплаты. Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности, который действует, если брачным договором не установлено иное, отмечает высшая инстанция. 

Брачный договор 

ВС напоминает, что брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.  

«Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов. Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов», — указывает Верховный суд. 

Как следует из пункта 3.1 брачного договора, заключенного супругами Лещинскими, имущество, нажитое супругами с момента заключения брака, является как в период брака, так и/или в случае его расторжения собственностью того супруга, на чье имя оно приобретено, оформлено или зарегистрировано. 

«Поскольку спорные автомобили были приобретены супругой должника после заключения брачного договора, то они не являлись предметом раздела общего имущества супругов и находились в единоличной собственности Лещинской Н.В. Заключение брачного договора не повлекло изменение объемов имущественных активов должника, а кредиторы, обязательства перед которыми возникли ранее заключения брачного договора, не вправе были рассчитывать на удовлетворения своих требований за счет спорного имущества», — отмечает ВС. 

Кроме того, по настоящему делу о банкротстве должника в рамках обособленного спора о признании недействительным брачного договора судом апелляционной инстанции установлено, что транспортные средства приобретены супругой должника за счет личных и кредитных средств, при этом кредиты погашены за счет личных средств супруги, подчёркивает высшая инстанция. 

На основании изложенного ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций в оспариваемой части и отказал в удовлетворении заявления финансового управляющего имуществом должника.

Никита Ширяев