О пандемии коронавируса мы практически перестали вспоминать. Хотя о ее завершении никто официально пока не заявлял. Ежедневные данные по заболевшим и умершим в мире, и в частности в России, печальные. Но помимо скорбной статистики, что еще у нас осталось от пандемии? Одни вопросы и практически никаких точных ответов. Рассмотрим* самые важные из них.


Происхождение?

Прошло уже три года буйства коронавирусной инфекции на планете. Но до сих пор точно не известно, откуда болезнь пришла. Специалисты даже не пришли к единому мнению, в какой именно стране коронавирус опасно мутировал. Большинство ученых склоняется к тому, что коронавирус преобразился и стал опасен для человека в рамках естественных, природных процессов. Версия о его искусственном, лабораторном происхождении, была еще в самом вначале 2020 года отвергнута уважаемыми экспертами, но в последние дни в западной прессе вновь появились статьи о якобы найденных доказательствах рукотворности ковида. Точного ответа нет и, похоже, убедительные доказательства в пользу той или иной версии получится найти не скоро, если вообще удастся. Конспирологи пируют.

Вакцинация?

Почти сразу в мире заговорили о необходимости вакцинации для полной победы над инфекцией. Первыми вакцину создали российские ученые. Спустя год вакцин в мире стало так много, что у людей появился выбор, какую делать. На сегодня Всемирная организация здравоохранения указывает больше двух десятков признанных и кандидатных антиковидных вакцин, созданных в ряде развитых стран. Вакцинированы сотни миллионов людей в мире. Но пандемию это не остановило. Более того, согласно экспертным данным, от побочных явлений после некоторых иностранных вакцин пострадало больше людей, чем от побочных последствий перенесенной коронавирусной инфекции. К тому же эффективность РНК-вакцин, на которые возлагали особые надежды, оказалась гораздо ниже расчетной. Однако надо признать, что статистика по тяжести перенесения коронавируса свидетельствует в пользу вакцинации. Вакцинированные гораздо легче переносили заболевание, у них реже регистрировались опасные побочные последствия. Лично я вакцинировал всю семью классикой, вакциной, созданной на основе проверенной веками технологии. Ковид перенесли два раза, практически легко и без последствий.

Тесты?

В начале пандемии все бросились делать тесты на определение коронавируса (ПЦР-тест) и антитела. В итоге ПЦР-тесты оказались полезными, благо, человечество очень быстро научилось их качественно и массово производить. А тесты на антитела представляются бессмысленными, хотя, вероятно, они все еще очень нужны фармпроизводителям этих самых тестов и медкомпаниям для пациентов. Польза тестов на антитела не доказана, а в некоторых странах их вообще можно сделать только по предписанию врача.

Лекарства?

Здесь можно сказать кратко: действенного лекарства против ковида пока не создано. Но уже есть ряд препаратов с разной эффективностью, которые помогают быстрее и качественнее восстановиться в ходе лечения коронавирусной инфекции. И есть протоколы лечения, в том числе отечественные, которые помогли выздороветь миллионам людей. Научно-исследовательские работы по поиску лекарства точно будут продолжены во всем мире, потому что ковид это не орфанное (редкое) заболевание, и как бы цинично это ни звучало, эффективный препарат, сводящий до нуля опасность гибели или тяжелых последствий от коронавирусной инфекции будет очень востребован на рынке.

Выводы?

Очевидно, что финальные выводы о результатах сражения с ковидом делать рано. Но некоторые наблюдения вполне имеют место быть. Человечество, несмотря на все научные успехи в медицине, оказалось технологически бессильным перед внезапно напавшим вирусом. Мы вновь использовали те же защитные лицевые маски и карантинные ограничения, самоизоляцию, что и сто лет назад, во время испанки. Судя по всему, QR-коды, облучатели и иная массовая обработка пространств и помещений не смогли затормозить ни одну волну ковида. Однако именно опыт борьбы с испанкой, в том числе создание больших специализированных лечебных центров, помог спасти бесчисленное количество жизней. Хочется надеяться, что к следующей пандемии смертельного вируса, а я очень надеюсь, что она будет уже не при нашем поколении, люди лучше подготовятся. Как известно, надежда умирает последней.

Андрей Голик


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора