В современных условиях протесты, вызванные повышением пенсионного возраста, могут представлять собой иммунную реакцию социального организма на законодательную прививку, которая способна оздоровить общество, а могут служить симптомом более глобальных проблем. В чем особенность французского сценария пенсионной реформы в сравнении с российским, и почему масштабы протестов несопоставимы в разных странах при схожем поводе – в первой части диптиха аналитики РАПСИ.


19 января 2023 года протестовать против повышения пенсионного возраста в городах Франции вышли 1,1 млн человек. Это самая массовая демонстрация со времен реформы 2010 года, когда порог подняли с 60 до 62 лет.

Различного рода протесты во французской столице совсем не являются редкостью и мало кого способны удивить именно как явление в целом. Жители Парижа неплохо адаптируются к логистическим трудностям, связанным с забастовками железнодорожников, сотрудников метрополитена, работников социального комплекса, и проявляют завидное смирение, если гражданские и профсоюзные акции протеста все же становятся причиной опозданий на самолет и рухнувших планов. 

При этом протесты, вызванные законодательными изменениями в пенсионной сфере, все же непохожи на некий привычный образ забастовки в Париже. Франция – большая страна, и Париж не является единственным сосредоточением важных социальных явлений и трендов, в том числе таких волнительных. Пенсионные протесты не утихают и в регионах страны. 

Особенно показательной тенденцией можно назвать активизацию протестных настроений на севере и северо-западе страны.  Так, о масштабных протестах сообщается в Булонь-сюр-Мер, где находится крупнейший рыболовный порт Франции, протестующие на минувшей неделе возвели баррикады из палет на въезде в порт. Порт Кале также работает с перебоями. 

Северные и северо-западные регионы Франции имеют свою специфику: большинство градообразующих предприятий здесь так или иначе связаны с работой портов, рыболовной индустрией, снабжающие рыбой и морепродуктами как саму страну, так и французский экспорт. Немалая часть жителей заняты в индустрии, которая имеет определенные особенности, касающиеся условий труда. Холодные атлантические ветра, которые даже летом могут создавать некомфортные условия, постоянная высокая влажность. 

Портовая, рыболовецкая индустрия и другие виды деятельности, так или иначе связанные с непосредственными работами в океане, или переработкой рыбы, физически сложны и чрезвычайно трудозатратны. Реальных возможностей сменить работу на более щадящую не так много – регион имеет явную профессиональную направленность. 

Естественно, повышение пенсионного возраста даже на два года – большой удар для этих людей, потому что в буквальном смысле не у всех может хватить сил доработать до 64 лет, а альтернативные источники дохода найти совсем непросто. 

Понять, почему протестуют жители таких депрессивных регионов достаточно легко. Но почему обеспеченные буржуа из Парижа, Лиона, Марселя и других крупных городов готовы добровольно терпеть погружение своих улиц в мусор, закрытие магазинов и даже музеев, провоцировать полицию на применение водяных пушек и слезоточивого газа заслуживает отдельного изучения. Что именно вызвало такое негодование обеспеченных жителей, чтобы максимально отяготить бытовую жизнь себе и окружающим.

Повышение возраста

Большинство журналистов и представителей профсоюзов сводят всю проблему только к содержанию планов по реформированию пенсионной системы, к которой правительство Франции вернулось спустя почти 4 года после их появления.

Напомним, премьер-министр Франции Элизабет Борн представила проект новой пенсионной системы 10 января 2023 года. Однако президент Эмманюэль Макрон вынашивал идею этой реформы еще с 2019 года. Принятию ее первой версии помешала пандемия коронавируса. Уже тогда забастовки против повышения пенсионного возраста стали самыми продолжительными более чем за полвека. 

Теперь правительство Франции планирует поэтапно поднять возраст выхода на пенсию с 62 до 64 лет к 2030 году – ежегодно планку будут отодвигать на три месяца. Увеличивается также срок, в течение которого надо непрерывно работать, чтобы получить полную пенсию, до 43 лет. Чтобы избежать снижения выплат, можно отложить выход на пенсию до 67 лет.

В целом, систему формирования пенсионных накоплений можно охарактеризовать так: во многом гражданин самостоятельно «копит» на свою пенсию в течение длительной трудовой жизни, при этом финансирование государственной системы обеспечения осуществляется в том числе за счет налоговых отчислений трудоспособной части населения. 

И здесь мы подходим к главному: размеру подоходного налога в стране – по итогам 2022 года он составил 45%. Дифференциация подоходного налога существует, максимальная его ставка составляет 59,6%, минимальная (т.е. размер подоходного налога для самых бедных слоев населения) – 22.5%. 

Как это можно представить: даже откровенно небогатый человек отдает четверть-треть своего дохода на налоги государства, на оставшуюся часть зарплаты выживает: обеспечивает себя жильем, питанием (стоимость продуктов во Франции высокая), растит детей. Часть ответственности за свое пенсионное будущее – также на нем (мало кто хочет довольствоваться минимальным размером пенсии). 

Понятно, что французы с нетерпением ждут момента, когда можно перестать платить такой огромный «оброк». 

С другой стороны, даже после повышения пенсионного возраста во Франции он останется одним из самых низких в Европе. Для сравнения: время выхода на заслуженный отдых (в настоящее время или в ближайшие годы) в Италии и Германии составляет 67 лет, в Великобритании — 66, в Испании — 65. 

Эксперты практически единодушно сходятся во мнении, что пенсионная реформа во Франции необходима, как и во всех странах со стареющим и сокращающимся трудоспособным населением. Она призвана заставить граждан работать дольше, сохраняя рост экономики и сокращая расходы бюджета на выплату пенсий. Сегодня на каждого пенсионера в Пятой Республике приходится 1,7 работающих.

По мнению экономистов, проблема Франции в том, что сейчас половина людей предпенсионного возраста безработны: лишь 56% французов в возрасте от 55 до 62 лет трудоустроены (средний показатель в ЕС – 59%). Уровень безработицы среди населения Франции резко возрастает в категории после 60 лет.

Одной из главных задач пенсионной реформы во Франции является как раз помощь в трудоустройстве гражданам после 50 лет. Эффективность подобных мер подтверждает опыт России, где после последней пенсионной реформы уровень безработицы за 3,5 года снизился на 23,5% (в августе 2019-го – 4,7%, в январе 2023 года – 3,6%, что является рекордным показателем для нашей страны).

Отмена льгот

Неужели рядовые французы настолько социально безответственны или подвержены манипуляциям лидеров профсоюзов, что не понимают очевидных вещей?

Возможно, причина не в общем повышении пенсионного возраста, а в отмене специальных льгот, чем французская реформа принципиально отличается от российской, где большинство льгот не только не было отменено, но даже были введены новые.

В действительности, именно эти льготы и являются ключевой проблемой Франции. Одной из особенностей пенсионной системы является ее дискретность. Каждая профессиональная группа имеет свою собственную систему пенсионного обеспечения (всего их около 40 и каждый класс имеет свои особенности), что приводит к неравенству в возможностях получения пенсии. Все они совершенно не синхронизированы как по условиям, так и по правилам. 

К чести депутатов, большая их часть понимает эту сложность. Симптоматично, что пока единственная статья реформы, которую удалось согласовать и принять на общем голосовании, осталась первая, посвященная как раз отмене специальных режимов льгот. Это означает, что работники энергетической сферы, общественного транспорта, госбанка, клерки больше не смогут уходить на пенсию раньше остальных.

Но почему же тогда французы не начали бастовать сразу после этого голосования? 

«Антидемократическое решение»

Вероятно, проблема не столько в содержании законопроекта, сколько именно в ультимативности действий правительства, как и в недостаточности объяснительной кампании, с помощью которой власти могли бы прояснить важность своих решений для широких масс. 

Ожидалось, что 16 марта закон поступит на рассмотрение нижней палаты парламента после одобрения Сената. Однако второе голосование не состоялось. Для принятия закона правительство использовало статью 49.3 Конституции Франции, которая позволяет в одностороннем порядке одобрять законопроекты без согласования с законодательным органом. 

Некоторые представители оппозиции считают это едва ли не авторитарным жестом. Однако более сдержанные политики отмечают, что статья 49.3 Конституции, «которую мы привыкли поносить», является «одним из краеугольных камней Пятой республики». Этот прием, сообщает нечто совершенно определенное: правительство выступает перед французами и говорит: «Проект, который я вам предлагаю, настолько важен для нас, что, если вы этого не приемлете, мы должны уйти». 

После задействования ст. 49.3 Конституции у Национальной ассамблеи есть 24 часа, чтобы объявить вотум недоверия правительству. Если этого не произойдет, законопроект будет считаться принятым.

На данный момент, принятие вотума недоверия так и не состоялось. Вероятно, потому, что даже самая радикальная оппозиция должна понимать, что будет со страной и ее жителями, если идти на поводу у популистов и слишком долго откладывать реформы (именно откладывать, потому что отказаться от них в нынешних демографических условиях совершенно невозможно).

А произойдет неизбежная национализация пенсионных накоплений граждан. Как это было в 2011 году в Португалии (государство изъяло 6 млрд евро), в Польше в 2013 году (правительство приняло решение о передаче активов частных пенсионных фондов в государственную казну). Потеря части накоплений, как, например, в 2011 году в Венгрии, где правительство сделало накопительную часть пенсий добровольной, после чего гражданам предстояло выбрать участвовать в накопительной или в распределительной системе. Это привело к тому, что часть венгров должна была отказаться от гарантированных ранее государством пенсий, а другая часть потеряла свои накопленные сбережения. Унификация по нижней границе, как в Аргентине, где в 2017 году приняли закон об изменении формулы расчета пенсии, согласно которой увеличение ее размера будет зависеть от инфляции, а не роста зарплат в стране.

И после таких последствий все равно придется столкнуться с повышением пенсионного возраста: в упомянутой Португалии возраст выхода на пенсию в стране превысил 66,5 лет, в Польше – 67. А в Чехии, где пытались найти выход в индивидуальном расчете пенсионного возраста, исходя из возраста, пола и количества детей, для рожденных после 1977 года он вырос уже до 67 лет вне зависимости от любых факторов.

Все это – неизбежность, обусловленная статистикой. На сегодняшний день 9% мирового населения по возрасту пенсионеры. К 2070 году, по данным ООН, этот показатель достигнет 20%. В результате роста продолжительности жизни только, например, французский бюджет вынужден дополнительно добавлять в пенсионный фонд страны 30 миллиардов евро – ежегодно. 

Чем пенсионная реформа РФ отличается от французской

Детальнее этот вопрос рассмотрен во второй – специализированно посвященной сопоставительному анализу реформ – части нашей аналитики. Но кратко можно резюмировать, что самый острый вопрос в ходе проведения реформы связан со льготным выходом на пенсию. В России практически сохранили все льготы. В частности, льготный выход на пенсию в России остался для педагогов, шахтеров, представителей силовых структур, многодетных матерей и других категорий населения. 

Как отмечали российские власти, уравниловка хороша для бюджета, но не для народа, который трудится в разных условиях и на разных зарплатах. Когда система гибкая, есть мотивы работать дольше, лучше, за белую зарплату.

В результате, никаких признаков недовольства пенсионной реформой среди граждан России социологи за последние 3 года не фиксируют – она находится на уровне статистической погрешности. 

Поэтому, возвращаясь к поставленному вопросу, можно предположить, что молодежь, которая сейчас бастует во Франции, недовольна не столько тем, что они выйдут на пенсию в 64 года, а скорее их не устраивает общая ситуация: стиль руководства Макрона, инфляция, бюджетные деньги, которые расходуются на милитаризацию Украины вместо социальной поддержки своих граждан и вложений в их будущее. Пенсионная реформа – это повод для демонстрации массового недоверия, выбранному государственной властью курсу.