МОСКВА, 28 мар — РАПСИ. Специалисты в области проведения исследований для судебных разбирательств высказались в пользу создания независимого сообщества экспертов, свободного от излишнего государственного регулирования, в ходе обсуждения проекта закона "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на заседании круглого стола, организованного АНО "Союзэкспертиза" при Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ.

Текущая ситуация

Как было отмечено в самом начале мероприятия, законопроект находится на рассмотрении нижней палаты Парламента с 2013 года. Согласно пояснительной записке к нему, необходимость принятия нового закона обусловлена рядом факторов, в числе которых стремление повысить уровень судебных экспертов, проводящих исследования. Предполагается, что законопроект определит четкие механизмы установления компетентности государственных и независимых судебных экспертов, а также процедуры оценки методических материалов и научного обеспечения проводимых экспертиз.

Действующий закон 2001 года "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" практически не затрагивает вопросов, связанных с проведением независимых исследований. Законом предусмотрена возможность подготовки заключения лицом, обладающим специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимся государственным судебным экспертом. Однако самого понятия — будь то негосударственная или независимая экспертиза — нормативно-правовой акт не содержит. И вопрос аттестации "обладающих знаниями лиц" в законе не отражен, в то время как государственные эксперты подтверждают свою компетенцию в обязательном порядке.

На круглом столе приводились данные о заметном увеличении негосударственных организаций, проводящих исследования для судебных разбирательств. Как заметил один из докладчиков, для такого города как подмосковные Мытищи 8 фирм, предлагающих услуги по подготовке строительных экспертиз, — большая цифра. Однако, по мнению некоторых выступавших, многие независимые эксперты больше сосредоточены на заработке в ущерб качеству. В одном из городов участник круглого стола стал свидетелем раздачи рекламных листовок с обещанием подготовить заключение за 1000 рублей в кратчайший срок с целым рядом отраслей на выбор.

В ожидании нового закона

Заместитель директора по организационно-методической работе центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ Георгий Омельянюк сообщил о работе над новым законом, подчеркнув, что в случае его принятия новые положения вступят в силу не ранее сентября 2020 года. Докладчик отметил отсутствие энтузиазма по поводу законопроекта у государственных экспертных учреждений, подведомственных "силовому блоку" — Министерству внутренних дел, Следственному комитету, Минобороны и другим. В указанных органах власти сложилась своя практика работы по подготовке экспертных заключений, в связи с чем новый закон, возможно, в большей степени затронет экспертов Минюста и представителей негосударственного сектора.

Исходя из существующего положения дел, проблемы, которые призван решить новый закон будут актуальными в течение некоторого времени. Президент Ассоциации образовательных учреждений "Судебная Экспертиза" Елена Россинская высказала мнение, что еще при разработке нового закона была допущена ошибка, поскольку одновременно не была инициирована работа над поправками в процессуальное законодательство. По словам выступающей, нестыковки между действующим законом об экспертной деятельности и процессуальными нормами особенно заметны на практике. Так, наличие у любого эксперта предусмотренного специальным законом права делать заявления по поводу неправильного истолкования участниками разбирательства его заключения или показаний не мешает судьям, в ряде случаев, отказывать в реализации такого права со ссылкой на отсутствие соответствующих положений в Уголовно-процессуальном кодексе. Россинская обращала внимание и на то, что зачастую судам достаточно самого факта наличия диплома эксперта при поручении провести исследование, которое может быть не связано со специализацией человека. Что касается действующего закона "О государственной судебно-экспертной деятельности", в него было предложено ввести поправки с целью введения самого понятия негосударственной (независимой) экспертизы и обязания некоммерческих организаций прописывать указанный вид деятельности в уставе в качестве одного из основных.

Будущее независимых экспертов

В ходе мероприятия выяснилось, что находящийся на рассмотрении Госумы текст законопроекта не был представлен широкому кругу участников экспертного сообщества. По имеющимся данным рассматриваются варианты с подтверждением квалификации эксперта в виде аттестации, лицензирования и сертификации, осуществляемым полномочным государственным органом.

Основатель и глава Института Независимых Исследований Анатолий Белкин высказался против зарегулированности отношений, связанных с работой независимых экспертов. Известный специалист в области криминалистики заявил, что привлечение Минюста к разработке нового закона было неверным шагом, так как "государство преследует цель вытеснения любой негосударственной деятельности". Белкин настаивал на том, чтобы компетенция независимых экспертов подтверждалась членством в саморегулируемой организации (СРО), в компетенцию которой также входило бы рассмотрение вопроса о профессиональных качествах ее членов. По мнению докладчика, членство в СРО может быть условием для допуска в процесс в качестве судебного эксперта. В качестве примера были приведены адвокатские палаты, наделенные правом самостоятельно решать ряд вопросов. Было отмечено, что недавние предложения о внесении поправок, касающихся расширения прав защитников, в УПК, разрабатывались адвокатским сообществом.

Белкин также охарактеризовал как коррупциогенный механизм участия органов власти в подтверждении компетенции специалиста в любой форме, напомнив о плачевной ситуации в сфере госаттестации высших учебных заведений. Деятельность независимых экспертов было предложено сделать максимально свободной с тем, чтобы коммерческие организации также могли заниматься данным видом деятельности без предъявления дополнительных требований к кандидатуре руководителя, наличию экспертов в штате и материально-техническому обеспечению.