МОСКВА, 13 апр – РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге признал нарушение прав по семи жалобам в связи с терактом в Беслане и постановил выплатить в пользу пострадавших около трех миллионов евро в качестве компенсации и оплатить их расходы в размере 88 тысяч евро.

Жалобы были поданы в период с 25 июня 2007 года по 28 мая 2011 года. Общее количество заявителей составило 447 человек, сумма компенсаций варьируется от 5 до 20 тысяч евро. 

Теракт произошел 1 сентября 2004 года, когда около 30 боевиков захватили североосетинскую школу. В заложниках оказалось более тысячи человек, большинство из которых – дети, в том числе малолетние. Людей насильно удерживали в школе на протяжении трех дней. В результате теракта  погибли 334 человека, 186 из них - дети.

В направленных в Страсбургский суд жалобах говорилось, что российские власти не смогли предотвратить теракт и провести эффективное расследование.

ЕСПЧ признал нарушение статьи 2 (право на жизнь) Европейской конвенции по правам человека, отметив, что власти располагали информацией о планируемом теракте, но не предприняли необходимые меры для его предотвращения. Кроме того, суд установил процессуальный аспект нарушения статьи 2, указав, что в ходе проведенного расследования вопрос о том, насколько обоснованным в сложившихся обстоятельствах было применение силы со стороны представителей власти, остался без ответа. Наконец, ЕСПЧ обратил внимание на серьезные недостатки в планировании и руководстве операцией по спасению заложников. 

Слушания по жалобам прошли в Страсбурге еще в октябре 2014 года. Тогда уполномоченный РФ при суде Георгий Матюшкин (указом президента освобожден от занимаемой должности 29 марта этого года - ред.) говорил о беспрецедентности теракта в Беслане. В своем выступлении он напомнил о захвате заложников в 1988 году на острове Увеа, ситуации с посольством Ирана в Лондоне в 1980 году, захвате около 100 учащихся начальной школы в Нидерландах в 1977 году. Эти примеры доказывают, что предотвратить или бескровно разрешить ситуацию с захватом заложников даже в крупных городах, где уровень обеспечения безопасности выше, чем в других населенных пунктах, невозможно, сказал Матюшкин.

Решение ЕСПЧ не является окончательным, в течение трех месяцев со дня его вынесения стороны могут просить о передаче дела на рассмотрение в Большую палату.