Верховный суд (ВС) РФ разъяснил можно ли использовать в предвыборной агитации фотографии достопримечательностей, эмблемы соцсетей и цитаты из известных романов – высшая инстанция подготовила обзор судебной практики по защите избирательных прав.

Цитаты из романов

ВС не видит поводов снимать кандидата с предвыборной гонки из-за использования им при агитации цитат из известных романов, если эти произведения уже стали общественным достоянием.

Он сослался на судебный спор о возможности в предвыборной кампании использовать отрывки из романа Островского «Как закалялась сталь».

Из-за такого хода истец просил отменить регистрацию кандидата.

Однако суд напомнил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

«В силу статьи 1282 названного кодекса после прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения», – отмечается в обзоре.

Таким образом, использование отрывков из романа «Как закалялась сталь» не могло быть признано нарушением законодательства об интеллектуальной собственности, поскольку указанное произведение обнародовано при жизни автора и после его смерти прошло более семидесяти лет, в связи с чем это произведение перешло в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имелось, указывает ВС РФ.

Достопримечательности города

Само по себе использование фотографий с достопримечательностями не нарушает требований законодательства РФ об интеллектуальной собственности, указывает суд.

Он напоминает, что результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации не могут быть использованы без согласия правообладателя. Однако для привлечения к ответственности за такие действия необходимо доказать, что чьи-то авторские права действительно были затронуты.

В обзоре приводится пример, когда на одного из кандидатов подали в суд за использование в агитационном печатном материале фотографий с изображениями достопримечательностей города.

Однако суды в удовлетворении искового заявления отказали.

«Административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт принадлежности какому-либо лицу прав на фотографические изображения, использованные кандидатом. При таких обстоятельствах отсутствовали основания полагать, что кандидатом нарушены требования законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности», – пришли к выводу суды.

Знаки соцсетей

Кандидаты могут использовать зарегистрированные товарные знаки социальных сетей с согласия правообладателей этих товарных знаков, поясняет ВС РФ.

Он сослался на иск о снятии кандидата с предвыборной гонки за использование при агитации логотипов и названий социальных сетей «ВКонтакте» и «Твиттер».
Однако в ходе процесса выяснилось, что кандидат получил согласие правообладателей на участие их товарных знаков в предвыборной агитации, о чем у него имелись письменные доказательства.

Таким образом, кандидат не нарушал законодательство об интеллектуальной собственности и суд отказался отменять его регистрацию.

Фрагменты карты

Суд также не видит препятствий для использования в агитации изображения фрагмента карты субъекта РФ.

Одного из кандидатов пытались обвинить в нарушении законодательства РФ об интеллектуальной собственности, поскольку в его предвыборных материалах использовался фрагмент карты, который ранее был опубликован в атласе дорог.

Однако суды ничего предосудительного в этом факте не обнаружили.

«Судом установлено, что по заказу кандидата изготовлены агитационные печатные материалы, в которых в качестве фоновой графической основы размещены изображения фрагмента карты субъекта РФ, использование которых носит информационный характер. При этом названные изображения не совпадают в полном объеме с картой из атласа автодорог, на которую ссылался административный истец», – уточняется в обзоре.

К тому же у кандидата была лицензия, дающая право использования этого изображения во время предвыборной компании.

Эмблема партии

В обзоре Верховного суда РФ также указано, что в статье 1225 Гражданского кодекса России закреплен исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана.

«Эмблема политической партии подлежит правовой охране лишь в случае, если она зарегистрирована в качестве товарного знака», – поясняет ВС РФ.

Алиса Фокс