Необходимо пробивать новые каналы сбыта в другие регионы мира, что сами по отдельности разработчики компьютерных игр сделать не смогут. Такое мнение высказал в интервью РАПСИ главный научный сотрудник Сектора информационного права и Международной информационной безопасности ИГП РАН Виктор Наумов.


Почему игры важны в целом, и почему игры важны для права и его развития?

Игры, несомненно, это уже культурные явления. Это сектор экономики, не очень большой, но быстрорастущий. Это уже много пользователей. Соответственно, это воздействие на массы, даже на государства. И в этих обстоятельствах право, как социальный регулятор, просто обязано обратить внимание на это развивающееся явление.

Комфортная правовая среда для разработчиков — это?

Комфорт для физических лиц любого рода с любыми ролями от программистов до дизайнеров, от звуковых инженеров до сценаристов в творчестве. Это отсутствие административных барьеров, причём это может быть выражено даже не в снижении каких-либо льгот, представлении грантов, а в уменьшении количества всех рутинных шагов, в том числе государственного контроля, которые объективно могут быть чужды творческим людям и отвлекать их от реалий.

Из-за внешних обстоятельств рынок компьютерных игр переживает серьезные изменения. Они серьезным образом затронули и российских разработчиков, и российских игроков. Как правовыми средствами можно стимулировать развитие отечественной игровой индустрии?

Пробивать новые каналы сбыта в другие регионы мира, что сами по отдельности разработчики сделать не смогут. Это большой государственный проект в долгую, когда от пропаганды и рекламы до создания типовых корпоративных схем российский контент различного рода с партнёрами в тех или иных регионах и странах будет развиваться и распространяться довольно успешно в силу объективных предпосылок. Например, высокий уровень творчества и оригинальность того, что мы делаем.

Однозначно нужны прозрачные правила, связанные с ограничением доступа и распространения контента, поскольку правильные и понятные условия игры создают определенность. И разработчики здесь, в таких изменяющихся условиях, в которых мы живем, в условиях стресса и напряжения, они будут видеть красные линии. Если этих красных линий нет, тогда совершенно непонятно, какой можно сюжет о войне реализовывать в той или иной компьютерной игре. Полёт творчества может быть любым, но, когда начнётся дистрибьюция тысячи пользователей, вероятность рисков, естественно, резко возрастает. И понимание того, что такое хорошо, что такое плохо, какая позиция государства, выраженная в нормативно-правовом воплощении, это очень важный фактор.

Существует ли общественный запрос на законодательную донастройку в сфере регулирования игр?

У разработчиков да, поскольку несомненно отрасль хочет быть приравнена в полном объеме в правах к классической IT-отрасли. Отчасти разработчики игр — это, конечно, чистое IT, но очень много смежных знаний, специалистов и сфер, которые требуют, чтобы они тоже оказались под этим зонтиком поддержки.