Профессор кафедры публичного права Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Министерства экономического развития Российской Федерации Владислав Понаморенко рассказал РАПСИ о перспективах выделения цифрового права в отдельную отрасль и о популярности этого направления у студентов.


Что такое цифровое право, существует ли оно и пришло ли время выделить его в отдельную отрасль. Ваше мнение?

Мое представление об этом состоит в том, что цифровое право, на мой взгляд, уже нуждается в выделении в отдельную отрасль законодательства. По крайней мере потому, что для того, чтобы претендовать на вхождение в более узкий клуб отраслей права, может быть, нет достаточных оснований. А вот для того, чтобы расширить более широкий перечень отраслей права, вполне даже эти основания есть. Потому как среди отраслей права, уже завоевавших свою аудиторию и свой авторитет, спортивное право, служебное право, медицинское, образовательное. Почему бы среди них не появиться праву цифровому? Потому как, мне представляется, это такое будет комплексное отраслевое образование, которое в себе объединяет все аспекты применения цифровых технологий во всех сферах общественной жизни. То есть, мы берем срез права гражданского, уголовного, финансового, трудового, экологического и так далее с каждых отраслей, потому что во всех этих общественных отношениях применяются цифровые технологии. И искусственно для практико-ориентированных целей формируем отрасль законодательства под названием цифровое право.

Вот я выступаю сторонником того подхода, что формирование отраслей законодательства должно иметь практическую цель: если рынок труда требует таких специалистов, а он их требует, чтобы они готовились на базе разных отраслей, научного знания в принципе – экономика, право, информационные технологии. Если рынок заинтересован в комплексных специалистах, обладающих комплексными компетенциями, то, соответственно, образование должно на рыночные тренды реагировать формированием необходимых программ в этой сфере.

Скажите, пожалуйста, а цифровое право в вузах: какими должны быть образовательные программы в этой теме? Есть ли в вашем вузе подобные дисциплины? Вызывают ли они интерес у студентов и будущих работодателей?

Да, безусловно, сейчас образовательные стандарты требуют цифровизации компетенций. И, конечно же, мы, создавая образовательные стандарты у Всероссийской академии внешней торговли, собственно, образовательные стандарты, эти цифровые компетенции там прописываем и создаем дисциплины отдельные, которые формируют специалиста в этой сфере. В частности, я уже более пяти лет преподаю дисциплину про регулирование финансовых технологий или Fintech Law, как называется это в зарубежных юрисдикциях. На мой взгляд, одна из задач современного юриста – это получить необходимые знания и навыки в области экономики, в области информационных технологий, в области международного регулирования и так далее.

Есть у нас программа дополнительного образования в рамках проекта «Демография». В частности, у меня и по комплаенсу, и по финтеху несколько таких дисциплин. Коллеги тоже активно развивают это направление. Поэтому, безусловно, это есть. Мы стараемся быть современными, заточенными на практические потребности, и мы видим, что имеет место большой интерес со стороны студентов, слушателей магистратуры, а также тех граждан, которые записываются на курсы повышения квалификации.

RuTube >>>>>

VK >>>>>