МОСКВА, 18 дек — РАПСИ. Следует не допускать цифрового неравенства и сохранять за гражданами право выбора между электронными и традиционными формами получения услуг, заявил руководитель рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Илья Чечельницкий.

«Не все готовы к участию в цифровых отношениях. Первоочередной задачей является обеспечение интернет-доступа для жителей сельской местности. В этом ключе следует не только укреплять цифровую правовую грамотность среди населения, но и освещать аспекты защиты персональных данных», — отметил Чечельницкий в ходе круглого стола на IV международной научно-практической конференции «Цифровые международные отношения 2025: человек в фокусе цифрового развития». 

Чечельницкий напомнил о законопроекте об электронном документообороте и дистанционном участии в рассмотрении дел об административных правонарушениях. В положениях все же прописано, что участники производства по делу по-прежнему смогут подавать документы на бумажном носителе, получать извещения почтой и лично участвовать в рассмотрении дела.

«Кроме того, в ряде регионов люди жаловались на разглашение персональных данных в многофункциональных центрах. Из-за некорректных действий сотрудников конфиденциальная информация, включая электронные почты, могла оказываться в открытом доступе на экранах компьютеров, что впоследствии могло бы использоваться злоумышленниками. Следует не допускать подобных ситуаций», — добавил Чечельницкий. 

Острой проблемой остается обеспечение прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Чечельницкий рассказал о случае жительницы Иркутской области, которая из-за тяжелой травмы не может говорить и двигаться, но использует специальное оборудование для коммуникации. При обращении к нотариусу для составления завещания ей изначально было отказано. Аппарат омбудсмена решил помочь ей и направил обращение в Минюст и нотариальную палату, после чего права женщины были восстановлены.

«Очень важно, чтобы во всех сферах сохранялась свобода воли и свобода выбора», — подчеркнул Чечельницкий. Он также привел жизненный пример, когда пожилая женщина на почте не смогла получить нужную услугу, так как сотрудники направили ее на портал госуслуг, хотя пенсионерке был необходим традиционный формат обслуживания.

В этот четверг в столичном кластере «Ломоносов» МГУ проходит IV международная научно-практическая конференция «Цифровые международные отношения 2025: человек в фокусе цифрового развития». Ее участники обсуждают цифровизацию международных отношений: от этических норм регулирования искусственного интеллекта до правовых рамок кибербезопасности.

Подписаться на канал РАПСИ в MAX >>>