Правовой статус российских и иностранных социальных сетей, мода и тенденции пользователей, а также будущее российского сегмента интернета агентство РАПСИ обсудило с членом Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) и главой АНО «Белый интернет» Элиной Сидоренко.


- Элина, добрый день. Спасибо, что согласились с нами пообщаться на актуальные темы. Долгое время интернет был "бухтой свободы", но сейчас всё меньше людей, желающих пользоваться Сетью вообще без правил. Как вы считаете, в чем причина? 

- Добрый день! Так исторически сложилось, что изначально всемирная Сеть долгое время не регулировалась. Этот подход связан с позицией ее создателей. Право не было готово к внезапно возникшим рискам, которые несло за собой появление интернета.

Последующая реакция на них имела стихийный и лихорадочный характер. В результате, на данный момент мы наблюдаем отсутствие систематичности в правовом регулировании этой среды.

- Если говорить о национальном регулировании, речь должна идти о специальных законах, а не разбросанных по разным актам нормах. Они пока не нужны?

- К сожалению, для разработки специальных законопроектов не привлекают специалистов. Хромает юридическая техника и содержание законов. Мы наблюдаем противоречия и некоторую архаичность законодательства, при которой оно не приспособлено к регулированию существующих концепций. Так, с точки зрения права, до сих пор нет четкого понимания того, кто есть блогер. Это пользователь с большим количеством подписчиков; человек, предлагающий свои услуги в интернете или кто-либо другой? К сожалению, сейчас ответа на этот вопрос нет. Не определен четкий перечень рисков в данной сфере.

- Если говорить о блогерах, какие для них самые популярные платформы на ваш профессиональный взгляд? Скорее всего YouTube, верно? 

- Действительно, YouTube находится на 4-м месте по популярности соцсетей в РФ (в то время как в AppStore он занимает лишь 14-е место). По данным Similarweb, 5,2% мирового трафика YouTube приходится на Россию. Ежемесячный охват российской аудитории YouTube составляет 94,78 млн человек, ежемесячный охват населения России составляет 77,8% (за период с сентября 2022 по сентябрь 2023 года этот показатель вырос на 2,9%). В среднем 42% россиян ежедневно смотрят видеоролики на YouTube. 

Аудитория YouTube в России в три раза больше, чем аудитория мессенджера Telegram и в два раза больше, чем аудитория RuTube.

Наиболее популярными поисковыми запросами россиян на американском видеохостинге стали музыка (на долю этой категории пришлось 19% поисковых запросов), развлечения (18%), детский контент (12%), видеоигры (11%) и сериалы (9%). Абсолютные цифры в компании не приводят.

- Модерация сервиса очень лояльная: правил о честности и непредвзятости подаваемой информации нет. Платформа всё ещё привлекательна для рекламы и для блогеров? 

- С одной стороны, согласно позиции государства, YouTube можно назвать нежелательной платформой для пользования нашими согражданами, с другой, никакие меры не предпринимаются, и россияне продолжают активно посещать этот сайт. На данном этапе нет ни одного реального дела об ответственности отечественного рекламодателя за размещение рекламы на данной платформе. С юридической точки зрения, размещение рекламы на YouTube невозможно. Это – серая зона.

Я бы хотела уточнить, что и Instagram (информационный ресурс запрещенной в РФ организации) остается популярной соцсетью. Согласно статистике за 2022 год, аудитория Instagram в России составила 61 миллион пользователей. По итогам октября 2023-го месячный охват соцсети в стране составил всего 25,1 миллиона человек. В феврале 2023 года в среднем хотя бы раз в день в Instagram заходили 6% россиян старше 12 лет, следует из данных Mediascope. 

Таким образом, среднесуточный охват соцсети оказался в 5 раз меньше, чем в феврале 2022 года: тогда этот показатель составлял 31%. По данным Мediascope, в среднем в Facebook (информационный ресурс запрещенной в РФ организации) в марте 2023 года заходили 2% россиян — до блокировки ресурса ему уделяли время 7% пользователей из РФ. Учитывая статистику самых популярных тегов в данной соцсети среди российских пользователей, то это — #russia, #love, #moscow. 

- Очень патриотичные теги! А почему пользователи остаются на этих платформах, несмотря на все сложности с взаимодействием?

- Нашим пользователям не хватает контента на отечественных платформах. Мы должны дать нашим соцсетям развиваться, чтобы удовлетворить потребности пользователей в контенте и способствовать их уходу с запрещенных платформ.

Другой момент заключается в том, что нет ответственности за использование Instagram. Без нее блогеры и пользователи, привыкшие к запрещенным соцсетям, не будут переходить в ВК. Пока мы не достигнем системности в регулировании, не будет сдвига.

- Если говорить не про запрет, а про саморегуляцию блогеров — она может помочь?

- Саморегулирование блогосферы позволит снять множество вопросов: в результате мы можем получить стандарт блогера, модели безопасности, качественный профессиональный канал, который бы транслировал позицию государства по данному вопросу, чтобы обеспечить доступность для контент-мейкеров информации о том, что от них требует закон.

Но пока к этому не готовы ни государство, ни блогеры. Сможем ли мы обеспечить качественный переход россиян и блогеров на РФ платформы? Ключ к решению этого вопроса – объединение для определения конечной цели.

- А действующие законы позволяют бороться с рекламой на нежелательных площадках?

- С признанием Meta экстремистской организацией и полной отменой монетизации для российских пользователей администрацией YouTube, возможность легального размещения рекламы на данных платформах стала закрыта в юридическом плане. Но де-факто реклама на этих платформах все еще размещается. Такая реклама не маркирована и не учитывается с точки зрения налогообложения. Возникает вопрос: почему налоговые органы ни разу не запросили у блогеров данные? Хотя механизмы для отслеживания этой информации есть. Почему размещение рекламы на подобных платформах не лишает рекламодателей определенных преференций, например, допуска к госконтракту?

Существующий дуализм недопустим. Если есть запрет, то должно быть и наказание за его несоблюдение. Так, к примеру, в 2022 году до запрета Instagram в среднем россияне тратили на него 12 минут в день, через месяц после запрета цифра составила 13 минут в день. К концу года – 2 минуты в день. Хотя многие пользователи ушли, контент на платформе все еще считается популярным.

Возвращаясь к отечественным платформам, на RuTube значительно меньше популярного контента, который бы привлек пользователей. Но у «ВКонтакте» есть большое количество ресурса для генерации популярного контента и привлечения пользователей. Проблема заключается в том, что самим контент-мейкерам удобнее и выгоднее выложить видео на YouTube, поскольку материал наберет больше просмотров, чем если бы он был сначала выложен в ВК.

Блогеры, не обладающие должным уровнем юридической грамотности, имеют свои причины для того, чтобы оставаться на запрещенных платформах. Во-первых, они не хотят переходить на ВК, чтобы не платить налоги. Во-вторых, они считают, что сохранение аккаунта в «модном» Instagram положительно повлияет на их имидж.

- А что должно помочь отечественным площадкам привлечь аудиторию?

- Большинство пользователей до 18 лет при регистрации не указывают свой настоящий возраст и выдают себя за совершеннолетних. Музыка, развлечения, детский контент, сериалы: то, на что делают акцент дети и подростки. Переход пользователей юного возраста на ВК является вопросом моды. На моду оказывают влияние лидеры общественных мнений. Также, размещение интересного контента на отечественных площадках внесет существенный вклад в данный аспект.

Приводя в качестве примера КНР, ни один гражданин Китая не может себя представить вне Vchat ввиду удобности пользования соцсетью. Даже туристы, приезжая на территорию Китая, могут какое-то время пользоваться привычным для себя YouTube через VPN, но спустя две недели они должны адаптироваться к Vchat. Россия пока не готова к внедрению такой системы. Однако, через мягкую силу можно подготовить для этого почву: например, ввести платежную систему в ВК и отрегулировать правила стримов.

Важным инструментом является привлечение школ к переходу на отечественные платформы. 90% всех родительских чатов находятся в WhatsApp (принадлежит признанной экстремистской компании Meta). 80% чатов для общения учителя с учениками также находятся в WhatsApp (аудитория WhatsApp по России: 74,19 миллиона человек по состоянии на 2022 год. Наиболее популярен у пользователей в возрасте от 25 до 34 лет. В среднем пользователи WhatsApp в России проводят в мессенджере 16 минут в день). Пока ни одна школа не заявила о том, чтобы такие чаты создавались не в WhatsApp, а в ВК. Конкретно в этом вопросе свобода выбора не имеет места: официальные рекомендации по использованию ВК для общения с родителями учениками снизит массовое использование Telegram и WhatsApp.

Простой запрет, не влекущий за собой последствия, не является сдерживающей мерой. Поведенческие тенденции человека в жизни схожи с сетевыми: людьми движет лень, страсть и тщеславие.

- Ну а мне, например, не хочется переходить во «ВКонтакте». Нужно меня заставить или мотивировать?

- Внедрение грамотных мотивационных механизмов сподвигнет переход пользователей на отечественные соцсети. Для этого необходимо выстроить правильный диалог, понять, кто за что отвечает. В результате будет сформирована государственная политика в блогосфере.

Поколение людей среднего возраста верно своим привычкам. После запрета той или иной платформы в силу привычки человек может какое-то время использовать VPN для посещения такого сайта. Однако, эта схема является утомительной и энергозатратной. При появлении новых тенденций на информационном рынке, в скором времени поменяются и потребности в контенте. Таким образом, пользователь перестает посещать ранее привычную соцсеть и перейдет на новую, отечественную.

Привлечение молодого поколения к отечественным платформам двойственно по уровню своей сложности. Молодежь подвержена эффекту толпы и является более гибкой. Влияние ресурсов воздействия на детей и подростков сильнее, чем на представителей старшего поколения.

- А относительно обсуждаемых проблем, какое мнение у самих блогеров?

- Блогерами движет страх потерять деньги. Оставаясь на запрещенных платформах, они либо открыто высказывают антироссийскую позицию, либо своим молчанием соглашаются с негативной риторикой в адрес РФ. В перспективе, государство сможет сменить эту тенденцию, сигнализируя блогерскому сообществу о том, что такая позиция неизбежно приведет к последствиям, а переход на отечественные платформы, наоборот, будет выгодным.

В выстраивании государственной политики по регулированию блогосферы более рискованной является перспектива «перегнуть палку». Излишне строгие ограничения могут вызвать агрессию и неприязнь со стороны общественности.