На прошлой неделе РАПСИ проанализировало один из самых болезненных аспектов злодеяний нацистов против советского народа в годы Великой Отечественной войны – преступления на сексуальной почве. Деяния, описанные в тексте, с правовой точки зрения проанализировала эксперт Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук Ольга Эттлер.


Преступления, перечисленные в тексте, в современном российском праве классифицировались бы, прежде всего, согласно статье 131 УК РФ (изнасилование), с наличием всех отягчающих составов преступления – изнасилование группой лиц, изнасилование, соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам – за такое злодеяние согласно пункту 2 статьи, преступников ожидало бы лишение свободы на срок от четырех до десяти лет. За изнасилование несовершеннолетней – срок от восьми до пятнадцати лет.

Наиболее строгое наказание ждало бы преступника, чье деяние было бы расценено согласно п. 4 статьи 131 УК РФ – изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей и изнасилование потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста. Такое преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

В тексте РАПСИ также перечислены действия с признаками преступлений, предусмотренных статьей 133 УК РФ «Понуждение к действиям сексуального характера» – в этот контекст попадают принуждение женщины к половым отношениям путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшей».

Часть случаев сожительства нацистов с женщинами на оккупированных территориях можно квалифицировать именно как преступление по этой статье. Эти действия в современной России наказываются штрафом в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Фрагмент, рассказывающий об организации публичных домов на оккупированных территориях, дает нам возможность соизмерить эти деяния со статьей 240 УК РФ «Вовлечение в занятие проституцией». Применительно к организации публичных домов силами нацистской администрации, наиболее актуален пункт 3 статьи – вовлечение в занятие проституцией, совершенные организованной группой либо в отношении несовершеннолетнего. За это преступление в современной России преступники получили бы срок от трех до восьми лет лишения свободы.

Вместе с тем, вышеперечисленные преступления происходили в период Великой Отечественной войны, следовательно, оценивать их нужно в особенном правовом контексте.

26.11.1968 в ООН была принята Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, ратифицированная СССР 11.03.1969. Согласно статье 67.1 Конституции РФ, Российская Федерация является преемником СССР, следовательно, вышеуказанное положение Конвенции применимо и сейчас.

Согласно п. 5 ст. 78 УК РФ, к преступлениям, предусмотренным статьями 356 УК РФ (Применение запрещенных средств и методов ведения войны) и 357 УК РФ (Геноцид), не применим срок давности. Объектами преступлений по этим статьям являются и гражданские лица. Разница состава в этих статьях в том, что в ст. 356 УК РФ речь идет о «жестоком обращении с гражданским населением», а в ст. 357 УК РФ – о «действиях, направленных на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы». Максимальная ответственность по ст. 356 УК РФ – до 20 лет лишения свободы, по 357 УК РФ – пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь.

В сопоставлении состава этих статей возникает правоприменительный вопрос: какую статью применять к военному преступлению, совершенному иностранцем, военнослужащим вражеской армии, в ходе военных действий на оккупированной территории СССР, но совершенном не с целью уничтожения конкретной национальной группы (например, если национальность или религиозные убеждения жертвы неизвестны), а направленному на умышленное причинение тяжкого вреда здоровью конкретной личности в том числе путем изнасилования при наличии всех отягчающих составов по ст. 131 УК РФ?

Также здесь не учтена ситуация, когда жертва, например, учитель, врач, секретарь районного комитета партии, гражданское лицо, была убита с особой жестокостью не по причине ее национальности, а именно как должностное лицо и член Коммунистической партии.

Конкретный пример из хроники военных преступлений: «В селе Лугань Орловской области гитлеровцы замучили 20 местных жителей. Палачи расстреляли учительницу Анну Федосеевну Коротченко 23 лет, ее сына Вячеслава двух с половиной лет и мать Прасковью Ивановну 53 лет. Фашистские мерзавцы изнасиловали учительницу Анну Константиновну Кожанову, а потом расстреляли ее вместе с 5-летним сыном Виктором и 7-летней дочерью Людмилой…»

Тут статья 356 УК РФ слишком «мягка», а статья 357 УК РФ указывает на геноцид в отношении определенных групп (например, евреев, цыган). И не раскрывает субъекта преступления и обстоятельств его совершения.


Полагаем целесообразным расширить объектный состав статьи 357 УК РФ, дополнив понятие «геноцид» его определением и по принципу принадлежности к советскому народу в целом, независимо от конкретной национальной, этнической и религиозной группы, а также в составе жертв геноцида указать и гражданских должностных лиц в том числе членов Коммунистической партии. Таким образом, изменения можно отразить в такой редакции: "Действия в том числе в период военных действий или вооруженных конфликтов, включая совершенные на территории СССР, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой, либо граждан, включая граждан СССР в том числе должностных лиц, а также по причине их членства в политической партии, путем их убийства в том числе с особой жестокостью, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение этих лиц…».


Считаю, что в современных условиях дополнения УК РФ статьей об уголовной ответственности за реабилитацию нацизма следует доработать и статью 357 УК РФ, чтобы к жертвам этого преступления были отнесены те категории лиц, которые при буквальном прочтении статьи сейчас таковыми не являются.

От редакции: На этой неделе организаторы проекта «Без срока давности» создали петицию, адресованную международным правозащитным организациям и государственным структурам, призывающую признать преступления нацистов против граждан СССР в годы Второй мировой войны геноцидом советского народа. Подробнее – в материале РАПСИ.