Уважаемые читатели, мы предлагаем вашему вниманию курс лекций по истории государства и права России. Многие из вас имеют высшее образование по специальности «юриспруденция» и потому слушали в свое время такой курс. Почему же мы приглашаем вас снова повторить изученную вами дисциплину? Об этом во вступлении рассказывает автор курса юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


История государства и права России в вузах страны преподается юристам на первом курсе. В результате, первокурсники, имеющие в качестве базы только школьные знания, сразу погружаются в изучение сложных тем по истории появления и развития государственности и права. Но они еще очень многого не знают в науках о праве и государстве. Им еще не читали или только начали читать другие важнейшие курсы, включая специальные. Поэтому добиться полного глубокого понимания студентами всех трудных вопросов в истории государства и права зачастую не удается. 

Иначе говоря, первокурсники со школьной скамьи сразу начинают изучать историю того, чего они еще не знают. Эти основные знания они получат позднее, на старших курсах, но к этому времени историю государства и права они уже основательно подзабудут, так как многие разделы этой науки они не смогли осмысленно усвоить и просто зубрили тексты лекций и учебников перед экзаменами. А ведь известно, что такие «непереваренные» в голове знания проникают неглубоко в память и надолго там не задерживаются.

Подобные суждения мне доводилось слышать как раз от студентов старших курсов и выпускников. Они откровенно сетовали на то, что в юности довольно легко «проскочили» курсы по истории государства и права, не задумываясь глубоко над интереснейшими проблемами, а вот позднее у них появилось много вопросов по истории, но они вдруг поняли, что не знают ответов на них. И именно сильные студенты стали ощущать эти досадные пробелы в знаниях по истории государства и права. Поэтому старшекурсники просили повторить прохождение этой дисциплины на выпускном курсе. Им хотелось вновь послушать лекции, но уже намного более осознанно, с пониманием предмета этой науки.

Вот так и родилась идея создать и опубликовать курс лекций «для взрослых юристов» по истории отечественного государства и права. Нет, слишком усложнять такой курс мы не стали, т.е. какого-то излишнего углубления в теоретизирование здесь нет, это не курс для аспирантов. 

Многие важные моменты просто повторяются из знакомого выпускникам курса истории, и сделано это нарочно: «повторение – мать учения». Но излагаются эти лекции «взрослым» языком, который приглашает читателей подумать, проанализировать и порассуждать. Главный расчет именно на другое, в отличие от студенческого, восприятие текстов, ибо над нашими читателями не висит дамоклов меч экзамена, не пульсирует в голове мысль: «лишь бы сдать». 

Надеемся, что люди будут читать исходя из естественного интереса к истории, из желания освежить свои знания о прошлом нашего Отечества.

Введение 

История государства и права России – фундаментальная юридическая наука. В современных условиях, когда в нашей стране продолжает идти формирование корпуса законодательных актов и ведутся серьезные споры по важнейшим направлениям развития права и государственного строительства – крайне важно знать историю этого процесса.

При всем том, что в праве современных цивилизованных государств мы наблюдаем много общего – есть и национальные различия, особенности, которые и определяются, прежде всего, историей формирования данного государства. Поэтому юристу крайне важно знать: как, когда и почему сложились те или иные подходы в его стране к правовым нормам и принципам построения государства. 

В каждой стране правовое сознание формировалось в определенных условиях. История этой страны накладывала существенный отпечаток на этот процесс. Недаром совсем недавно был введен в оборот термин «суверенная демократия». Имеется в виду, что и такие общепринятые сущности могут пониматься и реализоваться в каждой стране по-своему. С этаким «национальным колоритом». Истина всегда конкретна: т.е. она может быть истиной лишь в определенном месте и в определенное время. Перечень абсолютно «универсальных» истин (догм) весьма невелик и почти всегда порождает спор и разные трактовки и толкования.

Иначе говоря, не зная историю государства и права той или иной страны, не зная ее биографии, невозможно понять, почему здесь сложилось такое законодательство, а государство имеет именно такое устройство. 

Например, незнание истории государства и права своей страны может привести к тому, что депутаты создают закон – хороший или даже очень хороший закон, а он потом – не работает. Не прижился. Не для нашей страны оказался закон, не для нашего населения, не для этого этапа развития. 

По поводу истории государства и права России у ученых нет единого мнения. Дискуссии продолжаются. Они идут не только по частным вопросам и отдельным страницам нашей истории, но и по большому счету: имеется в виду спор между западниками и славянофилами, ведущийся уже не одно столетие.

Кто мы? Европейская страна или Азия? Какое влияние на складывание государства и формирование правовой системы оказала Византия и монгольское господство (Золотая Орда)? А насколько велико было и остается влияние Европы?

И действительно, ведь нашу страну трудно безоговорочно назвать европейской державой со всей свойственной европейцам шкалой ценностей, включая и подходы к государству и праву. Невозможно ее определить и в качестве азиатского государства.

Может быть мы нечто среднее – этакий мост между Западом и Востоком? Евроазия? Смесь, синтез, гибрид, компромисс? Сторонников такой точки зрения тоже довольно много

Есть и крайняя точка зрения – Россия идет своим путем и нечего ее измерять европейскими или азиатскими мерками. Мы якобы самодостаточны, сами мало что заимствуем, являясь весьма своеобразным и изобретательным, креативным народом. 

Ответить на все эти сложнейшие вопросы возможно только на путях серьезного глубокого объективного изучения истории нашей страны.


Продолжение следует