Земская реформа показала себя исключительно положительным нововведением, что позволило приступить к решению и других давно назревших проблем в стране. О реализации радикальных мер по модернизации России во второй половине XIX века рассказывает в сорок шестом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко. 


Городская реформа была проведена после того, как предшествующая ей земская реформа продемонстрировала успешные результаты. Поэтому реформа городского самоуправления, можно сказать, была построена по образу и подобию земской, став непосредственным ее продолжением.

16 июня 1870 г. император издал «Городовое положение», по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление — городские думы. В каждой думе, в зависимости от численности избирателей, было от 30 до 72 человек. В Москве в этом представительном органе состояло 180 гласных, а в Петербурге – 252 человека. Думы представляли собой распорядительные органы.

Гласные избирались на четыре года. На первом своем собрании гласные избирали городскую управу. Управа являлась постоянно действующим исполнительным органом, состоящим из городского головы и нескольких ее членов. Городской голова выступал одновременно и в роли председателя городской думы, и в роли главы городской управы. 

Интересен порядок выборов в городские думы. Он был построен полностью на имущественном цензе. Правом голоса обладали лица, достигшие возраста 25 лет, которые имели в городе недвижимость или вносили в городскую казну купеческий или промысловый сбор. 

Все избиратели попадали в общий список, составленный в порядке убывания уплаченных горожанами налогов в доход города. Затем этот список делился на три части. 

В первую группу включались те налогоплательщики, которые в совокупности уплачивали треть всех налоговых сборов в городской бюджет. Во второй группе оказывались более мелкие собственники, также уплачивающие в сумме треть городских сборов. И в третью попадали все остальные налогоплательщики. 

Каждая из этих групп собиралась отдельно и имела право избирать из своей среды равное количество гласных, т.е. по одной трети численности городской думы. 

Ясно, что при такой системе не обеспечивалось равенство избирательных прав граждан. Вес голоса каждого избирателя напрямую зависел от его состоятельности. Явные преимущества получали зажиточные слои города. 

Такой порядок выборов во многом был похож на принципы голосования в акционерных обществах. Те, кто не вносил ничего в городскую казну, не имел право распоряжаться ее расходованием через своих представителей.

Женщины, обладавшие необходимым имущественным цензом, имели право голоса, но могли реализовывать его только через доверенных лиц мужского пола.

Так же, как и земская реформа, реформа городского самоуправления стала заметным прогрессивным преобразованием. С ее проведением произошло существенное оживление экономической и социальной жизни в городах империи. Так, сенаторская ревизия 1880 года констатировала значительный прогресс городского хозяйства в России.

Финансовая реформа начала осуществляться даже раньше отмены крепостного права. К этому толкало плачевное состояние финансовой системы после проигранной разорительной Крымской войны. 

Проблем здесь накопилось великое множество. Во-первых, надо было упорядочить бюджет, во-вторых, централизовать финансовое дело, и в-третьих, найти деньги для проведения всех остальных реформ. 

Феодальная финансовая система, покоящаяся на подушной подати, должна была быть заменена другой, более соответствующей складывающимся новым отношениям в экономике.

Уже в 1860 году был учрежден Государственный банк, т.е. появился единый финансовый центр. Тогда же состоялась отмена откупов на сбор косвенных налогов. С 1862 года единственным распорядителем бюджета становится Министерство финансов и вводится гласность в этой сфере: регулярная публикация состояния дел в государственном бюджете. 

До этого управление финансами было децентрализовано и носило хаотичный характер. Такое положение приводило к неконтролируемому расходованию казенных средств и большим масштабам казнокрадства. Теперь же Министерство финансов отвечало, как за доходы бюджета, так и за его расходование.

Государственный банк получил привилегии на государственные программы и на кредитование сельского хозяйства и промышленности. К середине 80-х годов более 60% своих ресурсов Госбанк направлял на поддержку промышленности, т.е. финансировал начавшуюся индустриализацию.

Отмена откупов сразу дала дополнительные доходы в бюджет. Дело в том, что до реформы государством практиковалась передача прав сбора косвенных налогов частным лицам. Эти откупщики, заплатив государству фиксированную сумму, затем с лихвой возмещали эти расходы, собирая значительно большие суммы, чем они заплатили в казну. С 1863 года вместо откупов были введены акцизы.

С 1863 года мещане (сословие в основном имущих горожан) освобождались от подушной подати. Вместо этого вводился налог на недвижимость.

Отныне бюджет Российской Империи должен был утверждаться на Государственном совете. А деятельность Министерства финансов была поставлена под контроль Государственного Контрольного Управления, которое возглавил автор финансовой реформы В. Татаринов.

В целом финансовая реформа дала положительный эффект. Финансовая система государства получила более современный вид, в ней был наведен должный порядок и создано централизованное управление. Значительно сократились масштабы казнокрадства. И главное – были изысканы средства для проведения всех остальных реформ.

Толчком к преобразованиям в военной сфере также явилось поражение России в Крымской войне. Военные реформы радикально изменили положение дел в армии. Они проводились в несколько этапов с 1856 по 1874 годы.

Одним из серьезных недостатков армии, основанной на рекрутских наборах при длительной солдатской службе, было то, что в случае большой войны в стране не было резервов из обученных людей. 

Поэтому с 1874 года вместо рекрутских наборов была введена всеобщая всесословная воинская повинность, согласно которой срок службы солдат был установлен в сухопутных войсках в 6 лет, а на флоте – 7 лет. Затем отслужившие солдаты числились в запасе 9 лет, а матросы – три года. Срок службы сокращался для окончивших гимназии и университеты.

Другим недостатком старой армии был низкий уровень подготовки офицеров, 70% которых не имело военного образования. В результате реформ была создана сеть военно-учебных заведений: юнкерские училища и военные гимназии.

Проведено было и техническое перевооружение армии современным оружием. Таким образом, в ходе реформ произошла модернизация и военной сферы, что согласовывалось с другими прогрессивными реформами этого времени.

Продолжение читайте на сайте 26 сентября