Мировой экономический кризис, падение уровня жизни и рост общественного недовольства привели к появлению в России множества политических сил, некоторые из которых оформились в партии на рубеже веков. Что это были за силы и какие цели они преследовали, рассказывает в пятьдесят первом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


Воздействие и влияние прогрессивных реформ 60-70-х годов XIX века положительно сказалось на всех сферах жизни в Российском государстве. 1890-е годы были отмечены не только промышленным подъемом, но и подъемом экономики в целом, а также ростом и развитием общей и политической культуры и правосознания во всех социальных слоях российского общества.

Динамика этого развития была несравнима с предыдущими периодами в истории страны. Поэтому всё прогрессивное движение накопило известную инерцию. И потому приостановка реформ и контрреформы выступили для общества крайне нежелательным препятствием. 

Для активной части населения казалось вполне естественным продолжение прогрессивных преобразований. Власти в свое время сказали «А», и от них ждали «Б» – последовательности, т.е. логичного продолжения. 

Но власть в лице Николая II заняла консервативную позицию. И раскатившаяся волна общественного движения ударила в эту плотину, защищавшую основы самодержавия.

На такие настроения в обществе наложился мировой экономический кризис, начавшийся в 1900 году. Молодая, недостаточно окрепшая российская промышленность серьезно пострадала от него. За 1900-1903 гг. в стране обанкротилось около 3 тыс. предприятий. Пострадало и сельское хозяйство из-за падения цен на хлеб в связи с появлением на рынках Европы дешевого американского зерна.

Кризис в экономике привел к снижению качества жизни и в городе, и в деревне. Повышение уровня инфляции вызывало рост цен на всё необходимое.

После отмены крепостного права в России наблюдался резкий рост крестьянского населения. Промышленность не успевала поглощать «излишние» в сельском хозяйстве крестьянские рабочие руки. 

В результате этого в деревне обострилось малоземелье. С 1860 по 1900 год размер среднего земельного надела сократился в 1,7-2 раза, а урожайность повысилась лишь в 1,34 раза. В итоге, малейшее снижение сезонной урожайности приводило к самому настоящему голоду на селе.

А избыток предложения рабочих рук в городе порождал низкие зарплаты рабочих и неограниченное ничем установление работодателями продолжительности рабочего дня

Все эти моменты и создавали социальную напряженность в российском обществе. И предприниматели, и крестьяне, и рабочие все громче высказывали свое недовольство существующим положением и искали выхода из него. 

Одни видели выход в развитии либеральных политических движений и партий, которые бы всеми способами оказывали давление на власть и требовали продолжения прогрессивных реформ. Конечной целью либерально настроенных граждан было введение в России выборного представительного законодательного органа власти и конституции. 

Предприниматели, ставшие хозяевами важнейшей отрасли экономики – промышленности – стремились добиться и своего участия в управлении страной. Они обоснованно возмущались тем, что в России по-прежнему господствующей политической силой выступает сословие дворян-помещиков – представителей очевидно консервативного и отживающего свой век социального слоя.   

Другие группы политиков видели выход из глубокого кризиса всей государственной системы не в реформах, а в насильственных революционных действиях. Это были радикалы, исповедующие учения марксизма и идеи анархизма.

В начале XX века в России оформляются первые нелегальные политические организации либерального толка. В ноябре 1903 года в Москве состоялся первый съезд Союза земцев-конституционалистов. Целью этой организации объявлялось установление конституционной монархии. 

В 1903-1904 гг. создается Союз освобождения. На учредительном съезде Союза присутствовали известные ученые и общественные деятели России: Н. Бердяев, В. Вернадский, С. Булгаков, П. Струве и другие. 

Программа движения включала в себя создание конституционной монархии, всеобщее избирательное права, право народностей на самоопределение, принудительное отчуждение частновладельческих земель в пользу крестьян. Тактика движения состояла в «осаде самодержавия» с помощью публичных массовых кампаний.

Еще ранее либералов стали организовываться революционные партии. В 1898 году заявила о себе Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Ее вожди делали ставку на промышленный пролетариат, объявив его самым прогрессивным классом, способным возглавить все революционное движение в России. Целью партии была объявлена социалистическая революция с установлением режима диктатуры пролетариата.

В 1902 году неонародники объединились в Партию социалистов-революционеров (эсеров). Это была партия сторонников демократического социализма, который якобы мог быть построен в России минуя стадию капитализма на базе крестьянских общин. 

Эсеры выступали за демократическую республику с предоставлением населению широких гражданских свобод. Одним из основных лозунгов эсеров был лозунг «социализации земли», при которой земля не могла быть объектом частной собственности, а становилась общенародной собственностью. Под этим эсеры не подразумевали национализацию земли. Распоряжаться землей могли только органы народного самоуправления, наделяя ею пользователей на основе уравнительно-трудового принципа, исключающего применение наемного труда.

В связи с тем, что детонатором революционного взрыва стали события, организованные не политическими партиями, а некоей неполитической организацией, необходимо упомянуть деятельность священника Георгия Гапона. Он проделал свой долгий путь от благотворительности и просветительской работы в рабочей среде до создания подобия большого профсоюзного объединения в виде «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». 

Идея Гапона заключалась в том, чтобы объединить всех рабочих России в рамках одной организации и от ее имени предъявить требования правительству об улучшении положения пролетариата. При этом не исключалось и проведение всеобщей большой стачки для подкрепления своих ходатайств.  

Гапон понимал, что для решения «рабочего вопроса» в широком смысле необходимо, кроме экономических и правовых требований, выдвигать и политические лозунги. Так появилась программа подачи петиций самому императору. Видимо Гапон учитывал все еще бытующие в массах остатки «наивного монархизма». 

Многие простые люди по-прежнему верили в то, что все их проблемы возникают из-за незаконных и злонамеренных действий непосредственного начальства на местах, а сам царь-государь не ведает об этих нарушениях закона и принципов справедливости. И потому многими считалось, что стоит довести до сведения царя свои жалобы – и все проблемы будут немедленно разрешены. Потому и была популярной идея обращения к императору.

Таким образом, то, что мы называем предпосылками революции – экономические, социальные и политические – действительно, назрели в России. Страна была в этом отношении «готова» к революции. Недоставало только непосредственного повода.

Приближение революции чувствовали и во власти. Министру внутренних дел В. Плеве приписывают слова, которые он якобы сказал А. Куропаткину в январе 1904 года: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война». 

Продолжение читайте на сайте 31 октября