Судебное дело о наследстве Сергея Ивановича Щукина - одно из самых обсуждаемых и сложных в истории искусства и права. Коллекцию Щукина декретом Ленина национализировали в 1918 году. В публикации мы расскажем о дальнейших удивительных событиях с коллекцией.


Во время проведения в 1954 году в Париже выставки знаменитого художника Пикассо графиня Ирина Щукина-Келлер подала против СССР иск, в котором требовала по суду признать ее право на уникальную коллекцию живописи, собранную отцом. Она потребовала арестовать картины Пикассо, выставленные Советским Союзом, и передать их ей на том основании, что по отцовскому завещанию право владеть этими картинами принадлежит ее семье. Так началась долгая международная судебная тяжба за наследие выдающегося русского коллекционера, мецената и купца Сергея Ивановича Щукина, собравшего к началу XX века уникальную коллекцию произведений гениальных европейских художников, в том числе Пабло Пикассо, Анри Матисса и Винсента Ван Гога.

Коллекцию декретом Ленина национализировали, многие картины впоследствии стали основой экспозиций Государственного музея нового западного искусства, а затем были распределены между Эрмитажем и Государственной Третьяковской галереей. Но в эмиграции Щукин завещал всю свою коллекцию второй жене и детям. Поэтому иск против СССР в 1954 году заставил советских чиновников быстро свернуть участие в парижской выставке и вывезти часть коллекции обратно в Советский Союз.

Активная фаза борьбы за коллекцию началась в 1990-х годах. Дочь коллекционера написала письмо Борису Ельцину, в котором, во-первых, попросила признать право семьи на коллекцию, а во-вторых отменить как незаконный декрет о национализации культурных ценностей. В 1993 году, во время парижской выставки картин Анри Матисса в Центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в городской суд от Ирины Щукиной-Келлер поступил новый иск с требованием ареста 28 выставленных произведений. Судьи вынесли отказ, сославшись на иммунитет государства и его собственности.

В 2000 году на мероприятии в Риме "Вековой вернисаж импрессионистских шедевров из Эрмитажа" вновь были выставлены полотна из коллекции Щукина. Уже внук коллекционера Андре-Марк Делок-Фурко обратился в суд Италии с заявлением о конфискации наиболее выдающегося и ценного полотна из коллекции Щукина - произведения "Танец" Анри Матисса. Этот жест был направлен не столько на восстановление справедливости владения произведением искусства, сколько на закрепление юридических прав наследства, с последующими правами и преимуществами. В числе ответчиков оказались не только Эрмитаж, но и Mondadori - итальянский бизнес-партнер, ответственный за организацию экспозиции и выпустивший серию сувениров с изображением "Танца" для рекламных целей. Эрмитаж, не ожидая окончательного судебного решения, экстренно вернул все произведения в Россию. Однако итальянская судебная инстанция отклонила иск Делок-Фурко, не увидев в его требованиях достаточных оснований.

Тогда внук коллекционера предпринял еще одну попытку признать право на коллекцию, потребовав в 2002 году в суде Лос-Анджелеса выплатить компенсацию за утраченные произведения искусства. Но и американский суд не поддержал иск, повторив по сути решение парижских судей о том, что национализация оспариванию не подлежит. К тому же гарантии неприкосновенности коллекции Пушкинского музея предоставил Госдепартамент США.

Дело о наследстве Сергея Щукина породило множество юридических и этических вопросов, связанных с искусством и культурным наследием. С одной стороны, потомки Щукина настаивали на моральном и юридическом праве вернуть собрание, которое было отнято у их предка без компенсации. С другой, российские музеи утверждают, что за прошедшие десятилетия коллекция стала частью национального достояния, и ее возвращение частным лицам могло бы создать опасный прецедент для других музейных экспонатов.

Справедливости ради стоит отметить, что Делок-Фурко и его мама не претендовали на возвращение коллекции, они лишь хотели признания их прав на шедевры и на финансовую компенсацию за утраченное. К тому же Андре-Марк Делок-Фурко стремился сохранить для широкой общественности память о своем выдающемся русском предке. После безрезультатных судебных споров вокруг коллекции начался конструктивный диалог потомков Щукина с представителями Эрмитажа и Пушкинского музея. В 2019 году указом президента России Владимира Путина Андре-Марк Делок-Фурко было дано российское гражданство.

Андрей Кирхин


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора