Как советские власти сначала были вынуждены поступательно сокращать число рабочих часов в неделю для трудящихся, а спустя несколько лет снова повышать, кардинально ужесточая трудовую ответственность, рассказывает в сто двадцать восьмом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


Экономическое положение СССР из-за отказа от нэпа и коллективизации сельского хозяйства было в начале 1930-х годов очень сложным. Показатели уровня жизни и потребления продуктов питания рабочих и крестьян сильно отставали от тех же показателей дореволюционного времени. Голод 1932-1933 гг. усугубил ситуацию до критической. 

В связи с этим, по информации советских спецслужб, в народе распространились настроения разочарования произошедшей социалистической революцией. Особенно тревожным для правящей партии было то, что эти настроения охватили и рабочий класс – социальную опору Коммунистической партии. Нужны были какие-то шаги государства в сфере права, чтобы смягчить положение пролетариата.

Выдвигая лозунги социалистической революции, большевики, строго говоря, не обещали улучшить материальное положение трудящихся. По отношению к рабочему классу у них был самый главный лозунг – «8-часовой рабочий день». Поэтому в первые дни после взятия власти – 29 октября 1917 года – Совнарком принял декрет «О восьмичасовом рабочем дне».

На рубеже 1920-30-х годов государство оказалось не в состоянии быстро и существенно улучшить материальное положение рабочих. Но для поддержания авторитета власти правительство могло продолжить популистскую политику сокращения рабочего дня.

С 1 октября 1933 года во всех республиках СССР состоялся переход на семичасовой рабочий день. В постановлении ЦИК и Совнаркома от 2 января 1929 года говорилось о том, что «все производственные предприятия промышленности, транспорта, связи и коммунального хозяйства, как государственные, так и общественные и частные, к 1 октября 1933 года должны быть переведены на рабочий день продолжительностью не свыше семи часов».

Постановлениями СНК СССР от 26 августа 1929 года и от 24 сентября 1929 года была сокращена и рабочая неделя. Вводилась пятидневная рабочая неделя: четыре дня работы по семь часов и один день отдыха. Причем единых выходных дней у предприятия в целом не было: каждый день одна пятая часть работников отдыхала. 

Эта реформа не дала какого-либо экономического эффекта, но вызвала недовольство рабочих тем, что в семьях стали не совпадать выходные дни. И в ноябре 1931 года СНК СССР принял постановление, в котором разрешил наркоматам и другим учреждениям переходить к шестидневной календарной неделе: рабочая пятидневка при шестом выходном дне. Решено было установить и единые выходные дни: 6-ое, 12-ое, 18-ое, 24-ое и 30-е число каждого месяца, а также 1-ое марта объявлялись нерабочими днями.

После заключения пакта о ненападении с Германией 23 августа 1939 года правительство СССР не строило иллюзий по поводу его долгосрочности и добросовестном исполнении обязательств договора другой стороной. Становилось всё более очевидным: надо готовиться к отражению агрессии.

Проведенная форсированная индустриализация привела к созданию тяжелой промышленности, способной производить все виды вооружений. Теперь предстояло использовать эту технику на полную мощность. Советское государство взяло курс на всемерную мобилизацию сил для подготовки к войне. В этом плане предстояло как можно более эффективно задействовать и трудовые ресурсы. И были снова разработаны новые положения в трудовом праве.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года, продолжительность рабочего дня на предприятиях с 7-часовым рабочим днем устанавливалась в 8 часов, а на предприятиях с 6-часовым рабочим днем – в 7 часов. 

Продолжительность рабочей недели теперь составляла семь дней: шесть рабочих дней и воскресенье – общий выходной. При этом месячные оклады рабочих и служащих и дневные тарифные ставки были оставлены без изменения.

Также в связи с необходимостью мобилизации трудовых ресурсов и бесперебойной работы предприятий был запрещен самовольный уход рабочих и служащих из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений и их переход на другую работу. Разрешить уход мог только директор предприятия. Но и он имел право дать такое разрешение лишь в строго ограниченном числе случаев и обстоятельств.

После самовольного ухода работники отдавались под суд и подвергались тюремному заключению сроком от 2 до 4 месяцев. 

Увольнение работников за прогул без уважительных причин отменялось. Теперь рабочие за прогул по приговору народного суда наказывались исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок до 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25%. Если же директор не передавал дело на прогульщика в суд уже на следующий день после прогула – то его самого привлекали к судебной ответственности. 

Рабочие и служащие, допустившие опоздание без уважительных причин более чем на 20 минут после обеденного перерыва или самовольный уход с работы ранее чем за 20 минут до обеденного перерыва или до окончания рабочего дня, привлекались к судебной ответственности как за прогул.

Дела о прогулах по неуважительным причинам и о самовольном уходе с предприятий и учреждений рассматривались народными судьями единолично, без участия народных заседателей.

Те работники, которые были осуждены к исправительно-трудовым работам за прогул, теряли свой непрерывный стаж работы в данном предприятии или учреждении и лишались права на обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности в течение 6 месяцев со дня вынесения приговора.

Ускоренное строительство большого числа заводов и фабрик породило проблему обеспечения предприятий квалифицированными кадрами. Не хватало техников, инженеров и подготовленных рабочих. Массовые репрессии задели и руководящий, и инженерный состав предприятий. Это еще больше ухудшило ситуацию с кадрами в промышленности. Данные обстоятельства сказывались на качестве производимой продукции: процент брака на многих заводах был недопустимо высок. 

Борьбу с этим явлением было также решено вести правовыми репрессивными мерами. Преступлением, равносильным вредительству, объявлялся выпуск недоброкачественной продукции. Согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 года, директора предприятий и другие руководители заводов за выпуск некачественной продукции могли подвергаться тюремному заключению на срок от пяти до восьми лет.

А для подготовки квалифицированных рабочих кадров стали создаваться фабрично-заводские школы с шестимесячным сроком обучения и ремесленные училища с двухлетним сроком обучения. 

Ежегодно эти училища должны были выпускать на производство от 800 тыс. до 1 миллиона специалистов. Такое число подростков подлежало мобилизации. И все окончившие ремесленные училища также считались мобилизованными и были обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях.

В целях планового распределения инженерно-технических работников был издан указ от 19 октября 1940 г. «О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих с одних предприятий и учреждений в другие».

Таким образом, целым рядом государственных постановлений осуществлялась мобилизация материальных и кадровых ресурсов в целях повышения эффективности работы промышленности. Это было необходимо делать прежде всего для обеспечения Вооруженных сил военной продукцией.

Продолжение читайте на сайте 13 мая