МОСКВА, 11 мар — РАПСИ. Модернизация воспитательных программ требует системного подхода с подключением к процессу всех ведомств, разработку конкретного плана действий по реализации Стратегии развития воспитания, а также критериев эффективности этой работы в образовательных организациях, заявила уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова на встрече с министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым.

По данным пресс-службы омбудсмена, проверка Рособрнадзора показала, что большинство существующих воспитательных программ не удовлетворяет современным требованиям: 74% из них не предполагают профилактику агрессии и суицидов, около 20% не соответствуют нормативным документам, и только 16% соответствуют всем нормам.

Уполномоченный напомнила, что президентом тема воспитания обозначена как федеральная задача, и есть большой запрос в регионах, которые уже начинают инициировать решения по модернизации воспитательных программ. По ее словам, план воспитательной работы должен быть многокомпонентным. «Не только школа, но и семья, и сфера допобразования, и вопросы культурно-эстетического, спортивного развития — все это должно складываться, как пазл, в единую гармоничную систему. Не должно быть заплаточных проектов. Все должно быть вплетено в общую канву. Если в одном направлении нет успеха, мы должны быть уверены, что ребёнок найдёт себя в другом направлении. Если в семье проблемы с воспитанием — мы знаем, что школа здесь придёт на помощь. Со школы тоже начнется спрос, но для этого им условия надо создать», — сказала  Кузнецова, добавив, что в план воспитательной работы должны войти не только задачи и контроль, но и создание условий в образовательных организациях для успешной реализации воспитательной функции.

Также Кузнецова сообщила Кравцову о действующем при аппарате Экспертном совете по развитию позитивного детского контента и поддержала возможность в рамках него разрабатывать систему совершенствования воспитательного компонента.

Министр в свою очередь отметил, что система воспитательной работы раздроблена и работа ведется формально, за созданными программами нет реальной работы. «Безусловно, в вопросах воспитания мы единомышленники и решаем системную задачу, запрос на которую сформирован обществом. Нам важно не только дать ребенку знания, но и воспитать его, заложить нравственные ценности, которые позволят ему полноценно строить жизнь: любовь к Родине, родителям, стремление к самосовершенствованию, готовность помогать и откликаться на беду. При непосредственном участии министерства реализуется план мероприятий «Десятилетия детства», мы будем привлекать к этой работе педагогов и родителей», — сказал Кравцов.

Стороны отметили, что в вопросе воспитания и формирования личности важно учитывать не только образовательную составляющую, но и подключать ресурсы спорта, театра и кино, дополнительного образования, работать с классными руководителями, заместителями директоров по воспитательной работе. Кравцов в этой связи сообщил о планах проведения в России Первого форума классных руководителей.

Уполномоченный же призвала ускорить процесс внедрения в школах семьеведения. По словам Кузнецовой, в 60 пилотных регионах эта инициатива успешно реализуется.