Сегодня частные детские сады, школы, колледжи и вузы оказались вне перечня предприятий, которым обещана поддержка правительства в условиях коронавируса. В рамках совместного проекта с Уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей РАПСИ рассказывает, какая помощь сейчас необходима частному образованию.


Расширить перечень организаций

На данный момент в список образовательных организаций, имеющих право на поддержку со стороны правительства, попали только те учреждения, чей вид экономической деятельности относится к «дополнительному образованию детей и взрослых» (код 85.41) и к «дневному уходу за детьми» (код 88.91). По мнению общественного омбудсмена в сфере образования Амета Володарского, список необходимо расширить и некоммерческие образовательные организации приравнять к предприятиям малого и среднего бизнеса для обеспечения доступа к программам господдержки.

«Мы просим в постановлении правительства РФ от 3 апреля 2020 года №434 расширить количество ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) и добавить в перечень те виды экономической деятельности, которые связаны со школьным, средним специальным и высшим образованием, потому что сегодня все эти организации оказались без защиты. Кроме того, мы просим образовательные учреждения, зарегистрированные как НКО (в России их большое число), приравнять к МСП, чтобы они могли получить такую же помощь, как и бизнес», — пояснил он.

Володарский также подчеркнул, что в вышеупомянутом постановлении допущена ошибка, которая может привести к отказу в оказании помощи образовательным организациям. Так, в документе используется наименование «негосударственные образовательные учреждения», хотя такая формулировка уже устарела, и сейчас во всех законах применяется термин «частные образовательные организации». «Любые бюрократические нюансы могут стать поводом для отказа в предоставлении помощи пострадавшим предпринимателям», — считает общественный омбудсмен.

Сохранить субсидии по "подушевому принципу"

По словам представителя уполномоченного, руководители частных образовательных организаций (детских садов и школ) просят на период карантинных мероприятий сохранить те объемы предоставляемых на региональном уровне субсидий (на каждого ученика), действовавших до 1 марта.

«Дело в том, что сегодня многие родители забирают детей из учебных заведений, в то время как группа уже набрана и ведет занятия с сентября. Образовательные учреждения обязаны уведомить контрольный орган о том, что ребенка нет на занятиях. А так как у нас во многих учреждениях идет подушевое финансирование (субсидии выделяются пропорционально количеству обучающихся — прим. ред.), у организаций урезаются субсидии. При этом распустить группу и уволить преподавателя нет возможности, потому что он имеет контракт как минимум на год», — отмечает Володарский.

Кроме того, руководители частных образовательных организации просят предоставить субсидии или льготные кредиты для оплаты части отпускных учителям и преподавателям. «Нужно учитывать, что учителя получают повышенные отпускные за 56 дней, а преподаватели дополнительного образования — за 42 дня. Если мы сегодня не окажем первую помощь в виде прямых субсидий, то к лету у нас просто не останется образовательных организаций, потому что не из чего будет выплачивать данную сумму», — говорит общественный омбудсмен.

Отменить ЕГЭ

По словам эксперта аппарата, из-за отсутствия возможности полноценной подготовки к ЕГЭ (особенно в регионах) в сегодняшних условиях целесообразно заменить сдачу экзамена школьной аттестацией и на основании конкурса аттестатов провести зачисление в вузы.

«Мы просим отменить или перенести сроки проведения всероссийских проверочных работ (ВПР), а также заменить ЕГЭ школьной аттестацией и разрешить прием в вузы на основе конкурса аттестатов. Потому что не все регионы имеют возможность сегодня серьезно подготовиться к сдаче экзамена с помощью дистанционной формы, в лидерах — Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск, а глубинка просто не имеет такой возможности. Это нарушает принцип равноправия», — подчеркивает Володарский.

По его словам, министр науки и высшего образования Валерий Фальков несколько раз говорил, что ведомство готово к тому, чтобы организовать электронные приемные комиссии. «Но здесь решение за министерством просвещения, которое, пока выступает против. Нужно вести диалог с министром Сергеем Кравцовым (бывший глава Рособрнадзора — органа, который отвечает за проведение ЕГЭ)», — заключил общественный уполномоченный.

Данные предложения бизнес-омбудсмен Борис Титов направил заместителю председателя правительства Татьяне Голиковой.