МОСКВА, 26 авг — РАПСИ. Российский закон, обязывающий крупные IT-компании открывать представительства в стране, не носит жёсткого характера в отличие от аналогичных зарубежных, подчеркнул председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

«Наш закон не носит жёсткого характера, он не направлен на цензурирование, а наоборот на защиту от цензуры и нарушения принципов свободы слова, принципов распространения и получения информации», - сказал Хинштейн в ходе круглого стола, подчеркнув, что законодатель сознательно прописал обязанности IT-гигантов максимально простыми и доступными.

Как напомнил парламентарий, согласно закону, IT-компании обязаны открыть филиал или представительство в РФ, наделённое всем набором полномочий представлять своего учредителя в диалоге с государством, судебными инстанциями и общественными организациями. Также нужно открыть личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить у себя на ресурсе версию для обратной связи российских пользователей и организаций. 

«Все эти три меры не содержат каких-то сложностей. Мы надеемся, что IT-гиганты выполнят эти требования», - подчеркнул он.

Хинштей также отметил, что в случае, если этого не произойдёт, у государства есть набор мер понуждения, которые будут применяться поэтапно. 

«Нередко вижу непонимание, когда все сваливают в одну кучу и говорят, что если кто-то не открывает представительство, то завтра YouTube или Google блокируется в России. Конечно, это не так. Наш закон имеет поэтапный набор мер реагирования и понуждения», - сказал он, подчеркнув, что начинаться все будет с самой мягкой меры, когда компанию будут информировать о нарушении закона.

«Максимальной мерой, до которой, надеюсь, не дойдёт, является блокировка. Никто из гигантов, думаю, не захочет идти до конца», -  добавил депутат.

Хинштейн привёл в пример другие страны, где закон о приземлении уже успешно работает.

«Было много эмоций от IT-компаний, которые говорили, что никогда не будут это выполнять. Мы сейчас видим статистику везде, где национальное законодательство изменилось, IT-гиганты были вынуждены согласиться и выполнять. Самым последним примером стала Индия, где введённый закон о приземлении гораздо жёстче чем в России. И тот же Twitter объявил, что как бы им ни хотелось, эти требования они будут соблюдать», - сказал Хинштейн, при этом отметив, что в Китае, Австралии, Турции IT-компании также исполняют закон о приземлении.

Депутат подчеркнул, что проблема взаимоотношений крупных IT-компаний с национальными властями носит не только российский характер.

«На мой взгляд, излишне говорить о предвзятой позиции IT-гигантов именно к нашей стране. Во всех государствах проблема монополии IT-гигантов и злоупотребления этой монополией, к сожалению, не снимается. Целью закона является установление прямого, понятного, взаимоуважительного диалога с IT-гигантами в целях неукоснительного соблюдения российского законодательства в защиту прав, свобод и интересов граждан», - сказал он.

Хинштейн отметил, что закон вступает в силу 1 января, но часть его положений начнёт работать с осени этого года, в том числе и меры так называемого понуждения.

Парламентарий также сообщил, что закон о приземлении не является исчерпывающей мерой.

«Нельзя сказать, что мы ставим точку и больше никаких проблем во взаимоотношениях не возникнет.

Если будут возникать новые идеи, инициативы, то депутаты с готовностью намерены их обсуждать, а если они будут разумные и здравые, то реализовывать в жизнь», - сказал Хинштейн.