МОСКВА, 9 дек — РАПСИ. Героизм в представлении граждан в первую очередь связан с самоотверженностью, бесстрашием и готовностью рисковать собой, следует из исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Аналитический центр ВЦИОМ в партнерстве с Российским обществом «Знание» представил результаты опроса о героях уходящего года на форуме Знание.Герои в Москве.
Согласно анкетированию, герои 2025 года для россиян — это военнослужащие (52%), медики (45%) и сотрудники МЧС (40%).
«Очевидно, что герой – тот, кто стоит «на линии огня». Если в пандемийный 2020 г. внимание общественности было направлено на врачей и ученых-вирусологов, то начиная с 2022 г. фокус сосредоточен на военных. В топ-5 сегодня входят также волонтеры, соцработники и полицейские. Можно сказать, героизм по-русски — это прежде всего спасение других, самопожертвование и риск», — прокомментировал ВЦИОМ результаты исследования.
Треть опрошенных считает, что героизмом можно назвать готовность жертвовать собой, 27% – защиту страны и служение обществу, 18% — помощь другим. Генеральный директор аналитического центра ВЦИОМ Валерий Федоров рассказал, что чаще всего россияне связывают это понятие с жертвенностью, риском, бесстрашием и готовностью отдать жизнь за другого человека.
«Очень распространены ассоциации с защитой страны и служением обществу, участием в специальной военной операции. Третья группа ассоциаций — спасение и помощь, работа МЧС и других спасателей. Некоторые связывают героизм с личными качествами: благородство, справедливость, преданность, верность, порядочность, следование своим принципам. Самая небольшая группа ассоциаций — семья и дети», — поделился Федоров.
Отвечая на вопрос о качествах героя, граждане называли самоотверженность, силу духа, доброту, совесть и порядочность, инициативность, скромность.
Согласно опросу, большинство россиян не заметили существенных изменений, связанных с объявлением 2025 года Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и Годом защитника Отечества. Но среди тех, кто «ощутил изменения» (30%), преобладают позитивные наблюдения.
«Люди говорят о росте патриотической активности, большем внимании к теме Победы в школах и молодежной среде, появлении новых городских тематических элементов в оформлении улиц и памятных символов, расширении культурных и просветительских мероприятий. Отмечают и усиление медийного интереса к истории войны, а также поддержку и чествование ветеранов и военнослужащих», — сообщили во ВЦИОМ.



