Александр Глушенков, адвокат
В последнее время Интернет все чаще и чаще упоминается вкупе с различными смертными грехами. Особенно стараются те, кто любит все время что-то брать и запрещать. То черный список сразу из 1500 сайтов выдумают. То заявят, что глобальная сеть – давний рассадник контрафакта.
И вдруг на беду запретителей появляется аналитическая работа, нет, не британских ученых, а самых что ни на есть европейских – Института перспективных технологических исследований (The Institute for Prospective Technological Studies of the European Commission's Joint Research Centre), который расположен в Испании.
Эти специалисты изучили поведение интернет-пользователей, использующих музыкальные ресурсы. За основу бралось легальное приобретение музыки, контрафактное скачивание, а также прослушивание потокового вещания. Целью исследования было определить влияние незаконного скачивания и онлайн-вещания на размеры официальных продаж.
Казалось бы, поборники жестких и репрессивных мер после получения результатов должны были праздновать победу. Ведь всем известно, что основным доводом традиционных защитников авторских прав является лозунг, что бедные авторы, непосильным трудом создавшие гениальные произведения, не получают своих заслуженных гонораров, потому что пираты выложили в открытый доступ все их шедевры.
Оставим пока в стороне вопрос, что от имени авторов громче всех возмущаются продюсеры, прокатчики и иные нахлебники, и вернемся к, собственно, гонорарам. Результаты исследования, проводимого на основе выборки действий за год более 16 тысяч пользователей из пяти европейских стран - Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции - оказались весьма поучительными. Причем, сразу для всех.
В первую очередь было установлено, что контрафактное скачивание не оказывает никакого отрицательного влияния на продажи легальной музыки, потому что не замещает официальные продажи. Таким образом, все утверждения о "недополучении" доходов за счет пиратских ресурсов, мягко говоря, не соответствуют действительности. Этих доходов продавцы не получат в любом случае. То есть при отсутствии возможности скачать контрафактную, точнее, бесплатную копию произведения пользователь не станет покупать легальную версию: ведь он изначально и не собирался тратить на это свои деньги.
Но более интересным оказался другой вывод. При отсутствии возможности контрафактных загрузок, продажи легальной музыки падают на 2%. Казалось бы, шокирующий факт – наличие пиратских ресурсов увеличивает оборот легальных продаж, но это действительно так. Ведь пользователи довольно часто качают музыку для ознакомления и потом готовы официально платить за понравившиеся произведения. И в таких случаях нелегальные ресурсы и потоковое вещание помогают пользователям сделать свой выбор.
Конечно, скептики могут заявить, что это исследование производилось в цивилизованной Европе, а не в России. Но и у нас есть весьма свежий пример, а именно выход последнего альбома Земфиры. Напомню, что 14 февраля одновременно стартовали официальные продажи альбома, и он был выложен в бесплатный доступ. Несмотря на совершенно легальную возможность бесплатного ознакомления, за один месяц российские пользователи совершили более 25 тысяч онлайн-покупок этого альбома.
Это, с одной стороны, свидетельствует, что поведение российских пользователей сети принципиально не отличается от поведения представителей других стран. А с другой, подтверждает общие тенденции, касающиеся отношения к использованию легальных произведений.
Может быть, теперь стоит задуматься о том, так ли уж необходимы строгие меры по борьбе с интернет-пиратством? Так ли уж оно вредит авторам, правообладателям и всему обществу? Оправданы ли в принципе затраты на борьбу с контрафактом?
Кстати, одна из стран участников исследования, а именно Франция, известная достаточно жестким законодательством, предусматривающим ответственность за скачивание нелицензионного контента, в прошлом году серьезно задумалась о ликвидации агентства по борьбе со скачиванием контрафактных материалов - HADOPI. В августе прошлого года министр культуры Франции заявлял, что от агентства нет никакой пользы, кроме траты бюджетных денег, и оно не выполняет свою функцию по сокращению скачиваний нелицензионных материалов.
Может, к аналогичным умозаключениям скоро придут и у нас в стране?