Трибунал рассмотрел уголовное дело против чиновников Главного управления коннозаводства, вымогавших рекордную сумму откатов с поставщика, взявшего подряд на обеспечение ведомства сеном.  Примечательно, что одному из фигурантов помимо взяточничества, вменили дискредитирование чрезвычайного следственного государственного аппарата.

Суд счёл возможным применить к госслужащим амнистию, при этом пункт обвинения о том, что они не приняли мер к ускорению поставки сена, трибунал нашел недоказанным. Один из обвиняемых полностью оправдан.

РАПСИ продолжает знакомить* читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 12 апреля 1922 года. 


Дельцы из Гукона

В Московском Трибунале, под председательством тов. Лаврова, началось слушанием дело по обвинению ряда работников Гукона во взяточничестве.

Обвинителем по делу выступил т. А. Н. Васильев, защитниками – т.т. А. Ф. Липскеров, Н. А. Дурасов, В. Н. Липкин и М. Е. Буравцов.

Сущность дела в следующем.

28 октября прошлого года в М. Ч. К. поступило заявление от гражданина А. А. Баулина, которым он возбуждал дело против некоторых ответственных работников Гукона, обвиняя их в вымогательстве у него, как поставщика Гукона, взяток. Баулиным 21 сентября был взят подряд на поставку Гукону 100 тысяч пудов сена, в счет которых ему был выдан аванс 850 миллионов рублей. Из этой суммы Баулину пришлось «дать»: начальнику фуражного отделения Гукона Соколову 240 миллионов рублей в два приема; начальнику финотдела Котову 25 миллионов рублей, которые были удержаны Котовым при выдаче аванса Баулину; начальнику заготовительного подотдела Глазову 18 миллионов.

Последнему были выданы 5 миллионов, когда договор, заключенный Гуконом с подрядчиком Баулиным, был затребован экономическим отделом М. Ч. К., - Глазов явился к Баулину на квартиру и заявил:

- Дело ликвидировано, надо отблагодарить…

29 октября начземхозотдела Гукона Государев объявил Баулину, что за изменение договора «в пользу Баулина» надлежит уплатить 10 миллионов…

На следующий день Государев явился на квартиру к Баулину за получением взятки и был взят агентами М. Ч. К. с поличным… Арестованный Государев не отрицал фактов получения им 20 миллионов рублей от Соколова и 10 миллионов руб. непосредственно от Баулина. «Но оба раза, - утверждает Государев, - деньги брались взаймы…».

Пункты обвинения, предъявленные обвиняемым, таковы:

Начальник фуражного отделения Гукона С. М. Соколов и начальник хозяйственного отдела Р. М. Матута обвиняются в том, что 24 сентября по предварительному между собой и другими сослуживцами соглашению условились за проведение предложения на поставку 100 тысяч пудов сена для нужд Гукона, поступившего со стороны подрядчиков Шурыгина и Баулина, получить с последнего вознаграждение, причем после заключения договора Соколов, путем вымогательства и во вред интересам дела, в два приема получил для себя и Матута 240 миллионов рублей.

Начальник финансового отдела А. М. Котов (член РКП) обвиняется в том, что, состоя в соглашении с Соколовым и Матутой, при выдаче подрядчику Баулину авансовых сумм, удержал в свою пользу в два приема 25 миллионов рублей, «как вознаграждение за срочное проведение ассигновок».

Начальнику заготовительного подотдела Н. А. Глазову, который получил от Баулина 18 миллионов рублей «за ликвидацию дела», после того как договор был затребован экономическим отделом М. Ч. К., инкриминируется помимо взяточничества, дискредитирование чрезвычайного следственного государственного аппарата.

Все перечисленные обвиняемые (кроме Котова), а также начальник хоз. отдела Государев, обвиняются еще в непринятии мер к ускорению поставки сена, несмотря на то, что Гукон сильно нуждался в таковом.

Трибуналом вынесен по делу следующий приговор: Соколова – заключить в концентрационный лагерь на 5 лет, Глазова – на 2 года, Государева и Котова – на 1 год. К обвиняемым применена Октябрьская амнистия, в результате чего срок наказания Соколову сокращен на одну треть, Глазову – наполовину, а Государев и Котов освобождены от отбывания наказания. Кроме того, всем обвиняемым зачтено предварительное заключение.

Пункт обвинения о том, что «дельцы» не приняли мер к ускорению поставки сена, трибунал нашел недоказанным.

В отношении обвиняемого Матута обвинение в целом признано недоказанным. Матут оправдан.

(Известия ВЦИК, №83)

Подготовил Евгений Новиков 


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены