Помощь предприятиям крупного бизнеса стала отдельной строкой расходов в пакетах господдержки, вводимых странами на Западе в последние годы в условиях неблагоприятных макроусловий: на фоне пандемии коронавируса, экономических кризисов и санкций. 

РАПСИ попросило эксперта оценить целесообразность и перспективы таких мер. А также подобрало примеры разных методов государственной поддержки крупнейших компаний в сложных условиях. 


Марсель Салихов, Директор Центра экономической экспертизы ИГМУ НИУ ВШЭ

«На мой взгляд, в настоящее время основные меры государства должны быть направлены не на создание каких-то особых мер поддержки или налоговых стимулов, а на снижение внешнеэкономических и внешнеполитических рисков для экспортеров. Против ряда крупных отраслей промышленности (угольная промышленность, металлургия и другие) уже введены ограничения (эмбарго) со стороны ЕС и других западных стран. С декабря начнет действовать эмбарго в отношение нефтяной промышленности. По всей видимости, будет введен в том или ином виде потолок на цены на нефть и, возможно, на газ. 

Все эти ограничения, которые вводят западные страны, увеличивают риски для экспортеров и усложняют сбыт продукции на внешних рынках. Поэтому основной задачей государства является управление и снижение этих рисков. В каких-то случаях государство может вводить частичные гарантии для экспортеров, в других случаях обеспечивать гарантии с точки зрения осуществления расчетов, транспортировки, предоставления прочих услуг. 

С точки зрения налоговой системы важна стабильность и предсказуемость всей системы. В условиях роста бюджетных расходов у государства возникает стимул для увеличения налогов. В текущих экономических условиях также возникает подобный риск, когда Министерство финансов исходит из принятых расходных обязательств и необходимости сохранения сбалансированности бюджета. Такая логика приводит к необходимости повышения налогов. Однако увеличение налоговой нагрузки, и так довольно высокой по сравнению с другими развивающимися экономиками, будет снижать конкурентоспособность российской экономики и угнетать экономическую активность. Поэтому важно не допустить роста налогов, что негативно скажется в первую очередь как раз на крупнейших российских компаниях».


Следует отметить, что западные страны в последние годы придерживались единообразной стратегии максимальной поддержки крупнейших компаний, фактически выполняющих функцию гарантии национальной безопасности, в условиях недружественной макросреды. 

Так, в Германии общий объем господдержки, предусмотренной для бизнеса, пострадавшего от пандемии, по некоторым данным, превысил 750 млрд евро. При этом 600 млрд евро было выделено в фонд помощи крупным предприятиям. Во Франции только в 2020 году было направлено 500 млн евро на меры по улучшению положений авиакомпаний, терпящих убытки от запретов на полеты в другие страны. В США на поддержку стратегически важных предприятий было выделено 17 млрд долл., на помощь авиакомпаниям предоставлено 25 млрд долл. 

Airbus: субсидии в условиях спорной конкуренции 

По данным Всемирной торговой организации (ВТО) Корпорация Airbus получила миллиарды долларов субсидий от Евросоюза – именно они, по версии организации, позволили европейскому лайнеру A350 составить конкуренцию американскому аналогу Boeing 787.

В США сумму полученной Airbus финансовой помощи оценивают в 22 млрд долл. Инвестиции Евросоюза в развитие собственной авиаотрасли стоили американским компаниям десятков миллиардов долларов недополученного дохода, утверждал руководитель торгового представительства США Майкл Фроман. Соответственно, сопоставимая сумма экономической выгоды за последние годы уже осталась внутри Европы, что особенно важно в нынешних критических условиях череды экономических кризисов, пандемии и нарастающего конфликта интересов между США и Европой. 

При этом, что важно, ВТО не согласилась с доводами Вашингтона, что поддержка производства лайнеров Airbus со стороны стран, где они выпускаются – Франции, Германии, Великобритании и Испании, – представляла собой запрещенные экспортные субсидии. В Airbus считают, что таким образом ВТО признала законной европейскую практику предоставления ссуд на производство авиалайнеров.

Amazon, Micron, Intel, Lockheed Martin, HP и Advanced Micro Devices (AMD): господдержка в условиях торгово-технологической войны с Китаем 

В кризисные годы крупнейшая мировая корпорация (более 1,5 млн сотрудников) Amazon получила не менее 4,7 млрд долл. в виде налоговых льгот по всему миру на строительство складов, центров обработки данных, офисов, кол-центров и проектов по производству фильмов. Согласно отчету некоммерческой организации Good Jobs First, подавляющее большинство этих льгот (4,1 млрд долл.) было предназначено для проектов в США. Во многом благодаря такой государственной поддержке Amazon в период пандемии достиг рекордных в исторических масштабах показателей на фондовом рынке.  

Существенная причина для столь масштабных инвестиций стало обострение американо-китайских отношений и возросшая конкуренция этих стран за доминирование на международном рынке. Стратегия государственной поддержки крупнейший компаний для обеспечения научно-технического превосходства над Пекином обрела уже практически законодательную форму. 

В частности, в августе этого года президент США Джо Байден подписал т.н. закон о чипах, который предусматривает предоставление субсидий в размере 52,7 млрд долл. на производство полупроводников и микросхем в США, что должно повысить конкурентоспособность Америки по отношению к продукции китайской полупроводниковой промышленности. 

Помимо субсидий, закон предусматривает инвестиционный налоговый кредит в размере 25% для заводов по производству чипов. Закон позволит выделить 200 млрд долл. в течение 10 лет на стимулирование научных исследований в США, чтобы лучше конкурировать с Китаем.

На церемонии подписания закона присутствовали руководители таких IT-компаний, как Micron, Intel, Lockheed Martin, HP и Advanced Micro Devices (AMD). 

Гонка за альтернативными источниками энергии: повсеместная поддержка SpaceX, Tesla  

После введения первого пакета санкций против России Запад столкнулся с первыми признаками систематический проблем в энергетической области. Ситуация существенно усугубилась в период обострения американско-китайских отношений, когда президентом США был Дональд Трамп, и с началом пандемии. 

В такой макроэкономической ситуации госорганы активно инвестировали в наиболее крупные и развивающие энергетические компании. Например, только в 2016 году штат Нью-Йорк выделил 750 млн долл. на запланированный Илоном Маском завод по производству солнечных панелей в Буффало. Это было сделано в обмен на обещание компании создать 5 тысяч новых рабочих мест.

Важно, что поддержка касается не только проектов, рассчитанных на добычу энергии, но и на те, что производят продукцию, минимизируют потребление дефицитного топлива. Так, Tesla получила от Министерства энергетики кредит в размере 465 млн долл. для производства экономичных автомобилей. 

А SpaceX получила 15 млн долл. в виде субсидий от штата Техас на экономическое развитие в обмен на строительство первой в мире коммерческой ракетной пусковой площадки в штате. Государственные и местные чиновники также удовлетворили дополнительные просьбы Маска: они также изменили законы, закрывающие общественный пляж во время запусков, и предоставили правовую защиту от жалоб на шум.

Страны MENA на фоне Covid-19

Все страны Северной Африки и Ближнего Востока в большей или меньшей степени приняли меры фискального реагирования на кризис COVID-19. 

Правительства этих стран в условиях недружественной макросреды предусмотрели меры корпоративной помощи, призванные помочь предприятиям сохранить занятость. 

Государственная поддержка касалась выплаты заработной платы и отсрочки или снижение корпоративных налогов и выплат по социальному обеспечению. Государственные гарантии распространялись на прямое кредитование корпораций, реструктуризацию кредитов, вливание капитала и другие меры корпоративной помощи.

Центральные банки этих стран приняли меры денежно-кредитной политики для поддержания целостности рынка и облегчения условий кредитования. 

В Тунисе Caisse des Dépôts et Consignations, которая является государственным инвестиционным учреждением, создала несколько фондов, которые используют акционерный капитал или инструменты, подобные акционерному капиталу, для приобретения пакетов акций стратегических компаний.

Самыми важными, на наш взгляд, стали макропруденциальные меры: политика пруденциального регулирования, направленная на содействие кредитованию реального сектора экономики и обеспечение операционной гибкости поднадзорным компаниям. Среди этих мер: высвобождение контрциклического капитала и других резервов капитала и ликвидности; руководство по резервированию под ожидаемые кредитные убытки; гибкость в применении пруденциальных требований…

В частности, министерство финансов Египта предоставило Холдинговой компании «Египетские авиалинии» (Egypt Air) кредит поддержки с отсрочкой выплаты на два года или при достижении 75-80% операционных показателей, достигнутых в 2019 году, в зависимости от того, что будет достигнуто быстрее (2 млрд египетских фунтов, т.е. 105 млн долл.).

Правительство Омана приняло ряд налоговых льгот для предприятий, в том числе трехмесячную отсрочку по уплате налогов, введение гибких механизмов уплаты налогов и освобождение от некоторых налогов и сборов для компаний в наиболее пострадавших секторах. 

Важно заметить, что Центробанки сразу ряда стран ввели запрет на выплату дивидендов. В частности, Банк Марокко после начала пандемии призвал банковские учреждения приостановить выплату дивидендов за 2019 год, чтобы сохранить достаточно средств для преодоления финансовых последствий кризиса. Кроме того, беспроцентные кредиты были предоставлены в качестве суверенных гарантий по кредитам для бизнеса. Для поддержки предприятий, пострадавших от пандемии, был создан специальный фонд в размере около 3% ВВП, финансируемый государством и добровольными взносами как государственного сектора, компаний, так и частных лиц.