Сегодня российское общество на фоне укрепления традиционных ценностей проходит этап формирования обновленного правосознания. В этот момент особенно важно понять взаимосвязь социальных аспектов жизни и особенностей личности человека с его правовым поведением. Помогут в этом вечные сюжеты из русской литературы.
РАПСИ продолжает рубрику «Психологический портрет: лица преступников и жертв в героях книг». Эксперт агентства, опытный клинический психолог Алена Кондрашова, анализирует индивидуальные особенности злодеев и пострадавших из известных литературных произведений. Как оказалось, личностные сценарии, которые при негативном развитии событий могут лечь в основу криминальных историй, имеют свойство повторяться: из века в век, из книг – в реальной жизни. Как этого избежать? Читайте в новой рубрике РАПСИ.
Сегодня разберем образ жертвы на примере литературного образа Акакия Акакиевича Башмачкина – героя бессмертной повести Гоголя «Шинель».
Как (НЕ) воспитать жертву
В психологии «жертва» — это состояние, при котором человек воспринимает себя не как активного участника собственной жизни, а как пассивный объект внешних обстоятельств. Он ощущает бессилие, обиду, хроническую уязвимость и постоянно ожидает негативного исхода. Корни этого состояния, как правило, уходят в детство и семейную среду, которая формирует у ребёнка устойчивую модель беспомощности и зависимости от внешней оценки.
Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» — представляет собой не просто образ «маленького человека». В литературном и психологическом смысле это фигура добровольного самоустранения, которое нередко совершается неосознанно. Его традиционно описывают как бесправного и нищего чиновника, однако такая трактовка упрощает образ. Акакий Акакиевич — титулярный советник, чин, приравненный к армейскому капитану и дающий право на личное дворянство. Его жалованье позволяло снимать комнату и вести скромную, но достойную жизнь. Тем не менее он сознательно выбирает путь самоограничения и невидимости.
Изношенная шинель, отказ от вечернего чая, существование в убогой обстановке с «клопами» — это не прямое следствие материальной нужды, а результат внутреннего выбора. Башмачкин не стремится к улучшению своего положения, не добивается уважения и не отстаивает собственные границы. Его знаменитая фраза «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — это не столько крик отчаяния, сколько жизненное кредо: просьба позволить ему оставаться незаметным и не включённым в социальную борьбу.
История Акакия Акакиевича у Гоголя — наглядный пример архетипа жертвы и разрушительных последствий этой модели. Автор почти ничего не сообщает о детстве героя, однако сцена крещения, где ему предлагают заведомо нелепые имена (Моккий, Соссий, Хоздазат), метафорически подчёркивает: к нему изначально не относились как к личности. Сам момент имянаречения лишён уважения и смысла, что задаёт тон всей дальнейшей жизни героя. Такое воспитание формирует отказ от инициативы, самостоятельности и самоуважения.
Гоголь последовательно изображает Башмачкина робким, бессловесным и подавленным человеком. У него нет друзей, семьи, увлечений; его мир постепенно сужается — сначала до переписывания текстов, затем до одной-единственной вещи. Акакий Акакиевич не сопротивляется насмешкам коллег и не предпринимает попыток изменить свою жизнь, считая любое сопротивление бесполезным. Новая шинель становится для него символом собственной ценности и своеобразным «пропуском» в иной социальный мир.
Это типичная компенсаторная модель: человек пытается восполнить дефицит уважения, признания и идентичности через обладание вещью. Лишённый человеческого тепла и социального статуса, Башмачкин находит смысл не в отношениях или самореализации, а в предмете.
Как выглядит современная «шинель»
Дорогой гаджет. В обществе дорогая вещь часто становится символом статуса и принадлежности к «своим». Однако за этим может скрываться страх потерять или повредить покупку, а также зависть к коллеге с более новой моделью. Вместо радости обладания возникает чувство ущербности и ощущение, что ты «выпадаешь из жизни».
Лайки и подписчики в соцсетях. Для многих количество лайков и комментариев становится мерилом значимости. Падение вовлечённости может приводить к тревоге и депрессии. Стремление к популярности формирует ложную личность и делает человека зависимым от чужого мнения.
Машина не по средствам. Ключевой аспект здесь — взятие кредита без учёта реальных финансовых возможностей. Желание доказать свою «успешность» заставляет людей покупать то, что есть у «всех». Вместо радости они получают постоянную тревогу и долговую яму. Работа на износ ради «красивой картинки» не приносит качества жизни, лишь иллюзию благополучия.
Добровольная аскеза без высшей цели. Акакий Акакиевич с почти наслаждением лишает себя удобств ради... ничего. Его аскеза бессмысленна. Сегодня это проявляется в работе на нелюбимой должности «ради стабильности» при наличии возможностей для роста, в отказе от удовольствий не по необходимости, а по привычке к «достойной бедности», в оправдании пассивности: «Мне и так нормально».
Поиск радости в собственном страдании. Гоголь подчёркивает: Башмачкин «служит с любовью». Он нашёл извращённое удовольствие в своей жертвенной роли. Сегодня это выглядит как гордость за свою «незаметную роль» и обида, когда её не замечают; эстетизация трудностей и неспособность говорить о своих потребностях; удовольствие от рассказов о неудачах и несправедливости мира.
Страх потерять статус жертвы. Парадоксально, но когда у Башмачкина появляется новая шинель — символ изменения статуса, его мир рушится. Он не может существовать вне роли униженного. В современном контексте это панический страх успеха: «А что, если я не справлюсь?», саморазрушительное поведение на пороге перемен, подсознательная привязанность к роли «несчастного», ставшей частью идентичности.
Почему опасно быть вечной жертвой?
Акакий Акакиевич — не просто человек, которому не повезло. Это воплощение модели мышления и поведения, при которой человек отказывается брать ответственность за свою жизнь, видя себя лишь объектом негативных внешних сил. Мы часто слышим истории о людях в безвыходном положении. Но что, если главная ловушка не в обстоятельствах, а в сознании?
Такой паттерн мышления, прежде всего, мешает жизненному развитию – очень сложно построить полноценную семью и реализоваться профессионально, когда ты заранее чувствуешь себя беспомощным и уверен в том, что весь мир настроен против тебя.
Что особенно важно в нынешнюю эпоху: жертва по убеждению очень легко становится реальной жертвой преступлений – в век, когда мошенники сутками осаждают граждан по телефону, человек, убежденный в собственной беспомощности перед враждебным внешним миром, становится идеальной мишенью для злоумышленников самого разного толка. Такой мишенью стал и Акакий Акакиевич – внешние события словно подтвердили болезненную конструкцию жертвенности, существовавшую в сознании героя. Вывод: не надо создавать такие конструкции в собственной голове. Любой внешний вызов в таком случае можно встретить с холодной головой и принять решение, продиктованное разумом, а не страхом подтвердить ощущение собственной жертвенности.
Как выйти из образа?
Гоголь не даёт своему герою надежды — и это осознанный авторский выбор. Но у нас выбор есть.
Как разорвать порочный круг:
- Признать свою роль в сложившейся ситуации и в жизни в целом: своей жизнью управляю я сам, и я делаю всё от меня зависящее, чтобы она складывалась благополучно. Пока мы виним исключительно «обстоятельства», «начальство» или «государство», мы остаёмся в позиции Акакия Акакиевича.
- Найти смысл за пределами страданий. Любая аскеза должна иметь высшую цель. Если ответа на вопрос «ради чего я терплю?» нет — это сигнал к переменам.
- Принять риск быть увиденным. Самое страшное для Башмачкина — оказаться в центре внимания. Но именно это — единственный путь к настоящей жизни: просить о повышении, менять работу, заявлять о своих потребностях.
Акакий Акакиевич — не просто литературный персонаж XIX века. Это зеркало, в котором до сих пор отражаются тысячи людей XXI века: добровольно отказывающихся от амбиций, боящихся перемен и тайно наслаждающихся собственным «бессилием». Его трагедия не в жестокости общества, а в том, что он сам отказался занять в этом обществе достойное место.
Менять работу, отношения, привычки — можно. Главное — перестать быть жертвой в собственном сознании. Потому что шинель, какой бы новой и красивой она ни была, всё равно остаётся только вещью. А жизнь — это нечто гораздо большее.
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Подписаться на канал РАПСИ в MAX >>>



