МОСКВА, 9 фев – РАПСИ, Владимир Ядута. Решения Постоянной палаты третейского суда в Гааге по ЮКОСу, согласно которым бывшим акционерам компании причитается около 50 миллиардов долларов, противоречат позиции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге, говорится в сообщении Минфина РФ.

«Обе палаты [ЕСПЧ] единогласно постановили, что ОАО «НК «ЮКОС» занималось масштабным уклонением от уплаты налогов, что решения об их доначислении ОАО «НК «ЮКОС» были правомерными и соответствовали законодательству Российской Федерации, что действия российских властей не были политически мотивированными, а также что ОАО «НК «ЮКОС» не подвергалось дискриминации», отмечается в сообщении.

Кроме того, Минфин обращает внимание на то, что «схема ОАО «НК «ЮКОС» по уклонению от уплаты налогов была бы признана незаконной налоговыми органами практически всех стран мира».

Арбитражный суд Москвы в 2006 году признал ЮКОС банкротом, его основные активы впоследствии отошли государственной «Роснефти». Бывшие акционеры ЮКОСа заявили о незаконном отчуждении активов компании.

Разбирательство в гаагском арбитраже в 2005 году было инициировано тремя компаниями - Hulley Enterprises Limited,  Yukos Universal Limited и Veteran Petroleum Limited, аффилированными с Group Menatep Limited (GML), основным акционером ЮКОСа, до 2004 года известным как группа МЕНАТЕП. Сумма требований превысила 100 миллиардов долларов.

Гаагский арбитраж в июле 2014 года вынес решения по трем обращениям, частично удовлетворив заявленные требования.

Директор GML Тим Осборн сообщил РАПСИ в ноябре о том, что российские власти обратились в  Окружной суд Гааги, подав жалобу на эти решения. 

РФ добивается отмены решений по трем основаниям. «Во-первых, третейский суд не обладал юрисдикцией на рассмотрение исковых требований бывших акционеров ОАО «НК «ЮКОС». Во-вторых, суд нарушил собственный мандат. В-третьих, арбитры либо не привели обоснований, либо привели противоречивые обоснования в отношении ключевых аспектов своих решений. Наконец, решения третейского суда нарушают публичный порядок, включая право Российской Федерации на применение надлежащей правовой процедуры рассмотрения хозяйственных споров», говорится в сообщении Минфина.