МОСКВА, 10 сен — РАПСИ. Суд ЕС пришел к выводу о безосновательности пролонгации в сентябре 2024 года санкций сроком на 6 месяцев в отношении бывшего исполнительного директора «Яндекса» Тиграна Худавердяна.

В остальной части требования предпринимателя, гражданина Армении, отклонены.

С настоящим заявлением, зарегистрированным под номером T-1116/23, в суд в Люксембурге Худавердян обратился в ноябре 2023 года.

Изначально он настаивал на признании незаконности критерия включения в санкционные списки, фигурирующего в документах Совета ЕС, в той мере, в которой он применяется в отношении ведущих предпринимателей, работающих в России, а также предпринимателей, юрлиц, организаций и органов, занятых в секторах экономики, являющихся существенным источником дохода для правительства России.

Кроме того, предприниматель требовал признания недействительными нормативно-правовых актов о пролонгации санкций в отношении него с сентября 2023 года. Впоследствии это требование было распространено на другие периоды.

В обоснование заявленных требований Худавердян ссылался на пять доводов, которые приводил предприниматель Роман Абрамович в деле T-1105/23.

Нехороший критерий

Совет ЕС в июне 2023 года расширил критерии для введения санкций против российских бизнесменов и юридических лиц. В соответствии с поправкой под ограничения могут попасть любые бизнесмены и компании, работающие в наиболее доходных секторах экономики.

Вопрос о законности этой поправки ставится в ряде поданных в суд ЕС жалоб. Как сообщало РАПСИ, в июне этого года генеральный адвокат суда Лайла Медина представила свое заключение по этому вопросу в связи с жалобами бизнесменов Дмитрия Пумпянского (C-696/23), Виктора Рашникова (C-711/23), Дмитрия Мазепина (C-35/24), Германа Хана (C-111/24) и Тиграна Худавердяна (C-704/23).

В своих обращениях заявители настаивают, что текущая редакция статьи 2(1), и, особенно, пункт (g) этой статьи решения Совета ЕС 2014/145, гласящая, что блокированию подлежат все средства и экономические ресурсы, принадлежащие ведущим бизнесменам, действующим в России, и их ближайшим родственникам, или другим физическим лицам, получающим выгоду благодаря отношениям с ними, равно как и предпринимателям, юридическим лицам, организациям или органам, участвующим в секторах экономики, обеспечивающих существенный источник дохода для властей Российской Федерации, является неправомерной.

В заключении генерального адвоката суда ЕС отмечается, что термин «ведущие бизнесмены», содержащийся в критерии, следует толковать как означающий значимость бизнесмена в экономическом секторе, в котором он ведет свою деятельность и на который он способен оказывать влияние. Как указывает в своем мнении генеральный адвокат, оспариваемые положения не требуют от Совета ЕС демонстрации какого-либо конкретного поведения включенного в санкционный список лица, в том числе в плане влияния на российские власти, или установления какой-либо связи с ними.

Опираясь на аргументацию суда в ряде рассмотренных дел, генеральный адвокат обращает внимание на рациональную связь между направленностью ограничительных мер против ведущих бизнесменов, занятых в секторах экономики, обеспечивающих существенный доход российским властям, и целью санкций.