МОСКВА, 19 янв — РАПСИ. Брюссель рассматривал возможность введения ответных пошлин на товары из США на сумму в 93 миллиарда евро, а также использования санкционного механизма против государств, прибегающих к принудительным мерам в отношении ЕС.
«Угроза введения тарифов подрывает трансатлантические отношения и грозит опасной нисходящей спиралью», — говорится в совместном заявлении лидеров Дании, Норвегии, Швеции, Франции, Германии, Великобритании, Нидерландов и Финляндии. «Мы привержены защите нашего суверенитета».
В воскресенье ведущие дипломаты ЕС провели кризисные переговоры и обсудили возобновление плана по введению пошлин на американские товары на сумму 93 миллиарда евро, который был приостановлен после заключения торговой сделки с США летом 2025 года. Эти меры предусматривают введение пошлин на американские автомобили, промышленные товары, продукты питания и напитки.
При этом министр иностранных дел Нидерландов Давид ван Веел назвал угрозы президента США в адрес европейцев «шантажом».
В то же время президент Франции Эммануэль Макрон призвал лидеров государств ЕС впервые задействовать так называемый инструмент ЕС по борьбе с принуждением (Anti-Coercion Instrument / ACI).
Данный механизм, предложенный в декабре 2021 года и вступивший в силу в декабре 2023 года, предусматривает обеспечение защиты ЕС и его государств-членов от экономического принуждения со стороны третьих стран.
«Регламент 2023/2675 о защите Европейского союза и его государств-членов от экономического принуждения (Инструмент противодействия принуждению)» позволяет ЕС принимать меры в случаях экономического принуждения ЕС или его государств-членов со стороны стран, не входящих в ЕС.
В соответствии с регламентом, «экономическое принуждение» относится к ситуации, когда третья страна пытается оказать давление на Европейский союз или государство-член ЕС, чтобы заставить их сделать определенный выбор, применяя или угрожая применением мер, затрагивающих торговлю или инвестиции.
Подобная практика, как определяется в документе, представляет собой необоснованное вмешательство в законный суверенный выбор Европейского союза и его государств-членов.
Вопрос о том, соответствует ли мера, принятая третьей страной, этим условиям, решается в каждом конкретном случае индивидуально.
Экономическое принуждение, направленное против Европейского союза или государства-члена ЕС, может затрагивать любую сферу политики и может принимать форму законодательства или других формальных или неформальных действий или бездействия. Данный документ и политика ЕС применяются независимо от источника принуждения и, следовательно, независимо от идентичности третьей страны.
Впрочем, к настоящему времени ЕС не удалось придти к согласию по поводу ответных мер против объявленного Трампом введения тарифов против государств, разместивших свои войска в Гренландии, которые с 1 февраля 2026 года составят 10%, а с 1 июня увеличатся до 25%. Пошлины, как заявил президент США в своей соцсети Truth Social, останутся в силе «до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение о полной и абсолютной покупке Гренландии».
«В настоящее время не может быть и речи о применении ACI или любого другого торгового инструмента против США», — цитирует британское издание The Guardian заявление неназванного дипломата ЕС. При этом введение ответных пошлин на сумму 93 миллиарда евро приостановлено до 6 февраля, причем ряд государств и политических деятелей подчеркивают желание вести диалог с США.
Ситуация вокруг Гренландии также ставит под сомнение запланированную на февраль 2026 года ратификацию торгового соглашения между ЕС и США, подписанного в августе 2025 года и предусматривающего снижение до нуля ряда пошлин ЕС на американские товары.
Дальнейшее обсуждение ситуации и возможных ответных мер против США пройдет в ходе экстренного саммита ЕС, который, как ожидается, состоится в четверг.



