Адвокатура способна управлять своим профессиональным сообществом без вмешательства суда, считает Конституционный суд (КС) РФ. Такая позиция отражена в решении суда по жалобе адвоката Игоря Трунова, который оспаривал «бессменность» президентов палат. 

КС согласился, что в законе об адвокатуре гарантируется ротация президентов палат, однако отметил, что выборы руководства проводятся коллегиально, а, следовательно, соответствуют принципам демократии, что является более важным условием, чем непременная сменяемость адвокатов.

Защитник Игорь Трунов ведет долгую тяжбу с адвокатской палатой Московской области, за критику ее работы его даже лишали статуса защитника, но он смог его вернуть в судебном порядке.

Отсутствие ротации

В жалобе Трунов оспаривал конституционность подпункта 1 пункта 3 статьи 31 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Защитник считает, что несмотря на запрет избирать одного и того же адвоката президентом палаты более двух сроков подряд, в законе есть лазейки, которые позволяют находиться на этой должности бессменно.

По его данным, в 60 регионах палаты возглавляют одни и те же президенты, которые используют различные уловки, например: на выборах побеждает другой адвокат, который через несколько дней уходит в отставку, и предыдущий президент вновь становится президентом.

В адвокатской палате Московской области, например, президентом с момента основания – 27 ноября 2002 года -  и по нынешний день является Алексей Галоганов. Последний раз он вернулся на «свой» пост из-за того, что вновь избранный президент добровольно сложил полномочия. Трунов также пытался претендовать на руководство подмосковной палаты.

Защитник полагает, что такая передача должности является злоупотреблением права. «Отсутствие четкого правового регулирования вопроса о сроках пребывания лица на должности президента адвокатской палаты ведет к злоупотреблениям, а в целом — к дискредитации института адвокатуры», - указал в жалобе Трунов.

Позиция КС

Федеральный законодатель установил, что адвокатура, как институт гражданского общества, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов, напоминает КС.

Адвокатские палаты, согласно закону, создаются в целях оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения, организации бесплатной юрпомощи, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, контроля за профессиональной подготовкой будущих адвокатов и соблюдением адвокатами Кодекса профессиональной этики, констатирует он.

Особый правовой статус таких корпоративных образований, как адвокатские палаты субъектов РФ, предопределяет право федерального законодателя определить в законе принципы внутренней организации их деятельности, в том числе порядок формирования их органов, их структуру, порядок принятия ими решений, указывается в определении.

Однако при этом должен быть обеспечен баланс между государственно-властными и внутрикорпоративными началами регулирования деятельности адвокатских палат. В частности, адвокатские палаты, как независимое от государства корпоративное образование, имеют право самостоятельно формировать свои руководящие органы, определять их персональный состав, отмечает суд. Он признает, что закон предусматривает ротацию президентов палат, закрепляя положение, что один и тот же человек не может занимать должность президента адвокатской палаты более двух сроков подряд (пункты 1, 2 и подпункт 1 пункта 3 статьи 31).

Между тем, как считает КС, это условие подлежит реализации во взаимосвязи с иными положениями закона об адвокатуре, которые устанавливают основы внутрикорпоративной демократии, например, предусмотрено, что решение о замещении должности президента адвокатской палаты конкретным лицом принимается коллегиально.

Что касается притязаний самого Трунова на должность президента, то заявитель сам признал, что его кандидатура не была вынесена на голосование XIV ежегодной конференции адвокатов Московской области.

При таких условиях суд отказался рассматривать жалобу адвоката.

Споры Трунова с палатой

Адвокат Трунов - один из самых известных критиков работы адвокатских палат не только в профессиональном сообществе, но и за его пределами. За свою активную работу он временно лишался статуса защитника, но смог его вернуть в судебном порядке.

Это пока единственная победа Трунова. Адвокат пытался оспорить последнее назначение Галоганова президентом палаты Московской области в Лефортовском суде Москвы, однако в июле 2015 года суд требования Трунова отклонил, а Мосгорсуд счел данное решение законным.

Также Трунов хочет добиться отмены ряда норм Кодекса профессиональной этики адвокатов, которые позволяют руководствам палат выходить за рамки контроля профессиональной деятельности защитников и вмешиваться в их частную и публичную  жизнь. Однако пока московские суды не спешат принимать этот иск: Пресненский и Савеловский суды отказались рассматривать это дело.

Алиса Фокс