Сам по себе тот факт, что контролирующее (аффилированное) лицо, предоставившее компенсационное финансирование, находится в процедуре конкурсного производства и операции по выдаче такого финансирования оспорены в деле о его несостоятельности, не является основанием для отказа в субординации реституционного требования о возврате компенсационного финансирования, отмечает Верховный суд (ВС) РФ.​


Суть дела​ ​

В рамках дела о банкротстве «Малиновской золоторудной компании» ЗАО «ВО Внешторгбизнес» обратилось в суд с заявлением о включении его требования на сумму свыше 48 миллионов рублей в реестр требований кредиторов должника.​ ​ ​

Заявитель сослался на решение суда о признании недействительными операций по перечислению обществом на счёт компании указанной суммы и применения последствия их недействительности в виде взыскания денежных средств в пользу общества. По мнению заявителя, данное реституционное требование подлежит включению в реестр требований кредиторов компании с удовлетворением в третью очередь.​ ​ ​

Определением Арбитражного суда Приморского края требование общества признано обоснованным и подлежащим удовлетворению после погашения требований, указанных в пункте 4 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», то есть в очередности, предшествующей распределению ликвидационной квоты. Апелляционный суд оставил указанное решение без изменения.​ ​ ​

Однако суд округа изменил постановления нижестоящих инстанций и включил требование заявителя в реестр требований кредиторов компании с удовлетворением в третью очередь. Суд посчитал, что, с учетом нахождения плательщика и получателя в процедурах банкротства, а также признания операций недействительными в рамках дела о несостоятельности плательщика, понижение очередности удовлетворения его требования нарушит права и законные интересы кредиторов данного плательщика, не имеющих отношения к спорным операциям.​

Не согласившись с судебным актом окружного суда, конкурсный управляющий компании обратился в Верховный суд с кассационной жалобой, в которой настаивает на правильности выводов судов первой и апелляционной инстанций.​

Позиция ВС​

По общему правилу, основания для субординации устанавливаются на момент возникновения обязательства по возврату компенсационного финансирования, напоминает ВС.​ ​

Так, в пункте 7 Обзора по субординации разъяснено, что, если компенсационное финансирование было предоставлено в условиях имущественного кризиса должника и на момент его предоставления кредитор являлся мажоритарным акционером, последующая продажа этим кредитором пакета акций, прекратившая возможность осуществления им контроля над должником, не изменяет очередность удовлетворения требования бывшего мажоритарного акционера.​ ​

«Приведенный подход применим и тогда, когда последующая утрата контроля произошла по иным причинам – в связи с возбуждением дела о несостоятельности (банкротстве) контролирующего должника (аффилированного с ним) лица и передачей управления над имущественной массой последнего независимому конкурсному управляющему», — уточняет ВС.​

Он подчеркивает, что само по себе нахождение контролирующего (аффилированного) лица, предоставившего компенсационное финансирование, в процедуре конкурсного производства не является основанием для отказа в субординации реституционного требования о возврате компенсационного финансирования.​

«В рассматриваемом случае расчетные операции признаны недействительными в рамках дела о банкротстве плательщика в связи с тем, что он, несмотря на наличие собственных кредиторов, передал получателю денежные средства в отсутствие встречного предоставления. Констатация того, что таким финансированием нарушены права кредиторов общества, не меняет правовую природу финансирования, его компенсационный характер в отношениях «плательщик – получатель», которые и являются предметом исследования в рамках дела о банкротстве компании. Таким образом, требование общества подлежало субординации», — резюмирует высшая инстанция.​

На основании изложенного ВС отменил постановление суда округа и оставил в силе определение Арбитражного суда Приморского края и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда.​