Срок исковой давности, пропущенный истцом − юридическим лицом, о применении которого заявил ответчик, не подлежит восстановлению судом независимо от причин его пропуска, подчёркивает Верховный суд (ВС) РФ во втором Обзоре судебной практики за 2022 год.


Суть дела  

ПАО «Кубаньэнерго» 5 мая 2020 года обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании стоимости бездоговорного потребления электрической энергии. 

Судом установлено, что с 5 июня 2014 года до 28 августа 2017 года предприниматель осуществляла деятельность по розничной торговле пищевыми продуктами. 5 декабря 2016 года ПАО «Кубаньэнерго» был составлен акт о потреблении ответчиком электрической энергии путем самовольного подключения электропровода в отсутствие договора электроснабжения. Предприниматель от подписания акта отказалась. Требование общества об оплате бездоговорного потребления электроэнергии, направленное ответчику письмом с приложением счета на оплату, выполнено не было, что явилось основанием для обращения с иском в суд. 

При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик заявил о применении срока исковой давности, в связи с чем истцом было подано заявление о восстановлении указанного срока. Решением суда, оставленным без изменения апелляционным определением, пропущенный срок был восстановлен, а исковые требования удовлетворены. Кассационный суд оставил судебные акты нижестоящих инстанций без изменения. 

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение в суде первой инстанции. 

Разъяснения ВС 

Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ), напоминает Верховный суд. 

Он отмечает, что в силу статьи 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев − в течение срока давности.  

«В соответствии со статьей 205 ГК РФ в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца − физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства. По смыслу указанной нормы, а также пункта 3 статьи 23 ГК РФ срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом и гражданином − индивидуальным предпринимателем, по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска», — разъясняет высшая инстанция. 

По данному делу юридически значимыми и подлежащими установлению являлись обстоятельства, связанные с исчислением срока исковой давности, определением момента его начала и истечения. Названные юридически значимые обстоятельства не вошли в предмет доказывания по делу и в нарушение положений статей 56 и 67 ГПК РФ не получили соответствующей правовой оценки со стороны суда первой инстанции, который ограничился лишь формальным указанием на наличие оснований для восстановления срока исковой давности по заявленным требованиям, резюмирует ВС. (Определение №18-КГ22-15-К4)