Дело предпринимателя Елисеева о мошенничестве в особо крупном размере: долгое разбирательство заставляет задуматься о принципах объективности и справедливости в конкретном судебном процессе.

Без малого год понадобился судье Щербинского районного суда Москвы лишь для того, чтобы найти какую-то ошибку в документах прокуратуры, представленных по делу Валерия Владимировича Елисеева, обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). РАПСИ разбиралось в нюансах странного уголовного дела, так и не получившего своего разрешения, несмотря на астрономические суммы ущерба, нанесенного, по версии следствия, ведущим банкам страны. 


История дела уходит своими корнями в 2018 год. Именно тогда Арбитражным судом города Москвы в отношении Елисеева было принято первое определение о признании обоснованным заявления кредитора ООО «Инвест-Эксперт» о признании Елисеева, который задолжал компании 2,8 млн рублей, банкротом. В отношении самого Елисеева была введена процедура реструктуризации долгов, а требования ООО были включены в реестр требований кредиторов.

Позднее в этом же году заявление о включении в реестр кредиторов подало и ООО «Компания «МПФ СВ». В декабре 2018 года свои требования заявили Банк ВТБ (ПАО) и ПАО «Сбербанк России». В начале 2019 года в дело вступил КБ «Русский ипотечный банк» (ООО). Таким образом, на март 2019 года общая сумма включенных в реестр кредиторов требований составила сумму свыше 1,9 млрд рублей. Решением Арбитражного суда города Москвы по делу №А40-93871/18-101-110 Ф от 26 марта 2019 года Елисеев был признан банкротом, в отношении его имущества была введена процедура реализации.

В апреле 2019 года сумма долгов Елисеева увеличилась еще почти на 1 млрд рублей – по заявлению ПАО «Сбербанк России» в реестр требований кредиторов было включено требование на сумму 992 млн рублей. Реестр требований кредиторов пополнялся еще несколько раз – требованием ПАО «Промсвязьбанк», требованием МИФНС №22 по Москве, требованием АО «Инженерный центр «ЕЭС» (позднее заменено в порядке процессуального правопреемства на ООО «Спецснаб71». Итого к концу 2019 года долги Елисеева достигли без малого 3 млрд рублей, из которых более 2 млрд долги государственным банкам, занимающим главенствующее положение в банковской системе и в финансовой инфраструктуре страны.

Очевидно, что Елисеев являлся весьма состоятельным человеком, если крупнейшие банки страны выдавали ему многомиллионные кредиты и принимали его поручительства за других кредиторов. Однако для погашения долгов в размере 3 млрд рублей активов Елисеева не хватило. Так, по некоторой информации, в собственности Елисеева числились две квартиры, машиноместо, дом и несколько земельных участков в элитном поселке Барвиха Московской области, а также несколько десятков незавершенных объектов долевого строительства и доли участия в уставном капитале трех коммерческих компаний. Все это имущество (за исключением одной из квартир) принадлежало Елисееву совместно с его женой, которая, видя положение вещей, конечно же, пожелала разделить совместно нажитое имущество. Таким образом, при общей стоимости указанных активов размером немногим более трехсот миллионов рублей, половина в конкурсную массу не попала. 

Этим делом заинтересовалась прокуратура. В отношении Елисеева было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничестве в особо крупном размере). К концу марта 2022 года дело было передано в Щербинский районный суд Москвы, а 31 марта 2022 года судьей указанного суда Тихомировой Е.А. было вынесено постановление о назначении судебного заседания. 

Согласно данным официально сайта Судов общей юрисдикции города Москвы, по делу было назначено 14 заседаний, однако 13 из них были отложены судьей – то по причине истребования доказательств, по факту неявки подсудимого, а равно и по иным причинам.

В целом, стоило бы ждать год, если бы дело получило свое логическое завершение в виде приговора, однако этого не произошло – 6 февраля 2023 года судья вынесла постановление о возвращении уголовного дела прокурору, в орган следствия. К сожалению, осталось неизвестным, что за критическая, но при этом столь неочевидная, что на ее выявление понадобился год, ошибка в документах прокуратуры помешала судье рассмотреть дело и постановить приговор.

Обращает на себя тот факт, что при рассмотрении дела Елисееву была смягчена мера пресечения с  домашнего ареста на запрет определенных действий.

На сегодняшний день ситуация выглядит так, что человек, набравший разнообразных долгов на сумму 3 млрд рублей, не несет соразмерной ответственности и, по сути, никак не стеснен в своих действиях. Хочется задать хоть и несколько фамильярный, но вполне логичный в этом контексте вопрос: а что, так можно было?

По некоторым данным, прокуратура собиралась обжаловать вышеуказанное постановление Щербинского суда Москвы о возвращении уголовного дела. На информационном портале Судов общей юрисдикции города Москвы имеется запись о подаче апелляционной жалобы от 14.02.2023 и 20.02.2023 гг.

В данном деле остается надеяться, что российская Фемида в лице вышестоящей судебной инстанции – Мосгорсуда – встанет на сторону закона и здравого смысла, обеспечив справедливое рассмотрение данного уголовного дела.