Верховный суд (ВС) РФ отказался признать частично недействующим порядок определения соответствия у автошкол условий для проведения экзаменов на право управления транспортными средствами. 


Неудачи на экзаменах 

С административным иском в ВС обратилась Ольга Попова, которая с 2016 года 8 раз безуспешно пыталась сдать практическую часть экзамена на водительские права. Главным источником своих неудач заявительница видит в «несовершенстве» нормативного регулирования порядка проведения автоэкзамена.  

Истец считает, что пункт 1 оспариваемого порядка ограничивает её в возможности выбора образовательной организации, обучающей кандидатов в водители, для сдачи практической части автоэкзамена на её территории. 

Отмена «площадки» 

Однако представители административного ответчика в лице МВД указали на несостоятельность доводов Поповой ввиду того, что с 1 апреля 2021 года будущим водителям больше не нужно сдавать практическую часть экзамена на площадке. 

«Практический экзамен на право управления транспортным средством категории «В» проводится в условиях дорожного движения. С 1 апреля 2021 года в Правила были внесены изменения, в соответствии с которыми исключена обязанность сдачи практического экзамена на площадках... Маршрут, на котором проводится практический экзамен на право управления транспортным средством, в нашем случае категории «В», разрабатывается Госавтоинспекцией и утверждается Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по субъекту РФ», — уточнила представитель МВД Юлия Сафонова. 

По её словам, частью маршрута может являться как площадка, так и любая закрытая территория, а также участок с малоинтенсивным движением или тупиковый участок дороги, где можно выполнить манёвры, предусмотренные пунктом 14 Правил проведения экзаменов.  

«Выбор конкретного маршрута принадлежит должностному лицу ГАИ. Поэтому утверждение административного истца о том, что она хотела бы выбрать определенную территорию образовательной организации, закрытую площадку, где бы она сдавала практический экзамен на право управления транспортным средством категории «В», оно неосновательно, оно не учитывает произошедшие изменения», — подчеркнула Сафонова, напомнив, что в настоящее время сдача практической части экзамена на специальной площадке предусмотрена только для мототранспортных средств. 

Снижение ДТП 

Второй представитель МВД Николай Гиляков отметил, что изменения правил сдачи экзамена на право управления автомобилем положительно сказались на состоянии безопасности дорожного движения. 

«Так, в 2022 году количество ДТП по вине начинающих водителей (со стажем управления до двух лет) снизилось почти на 6%, погибших в них людей на 12%, а раненых на 5%», — привёл статистические данные представитель ответчика. 

Никита Ширяев