На места в российских детских садах могут рассчитывать дети только тех иностранцев, которые имеют официальный документ о своём законном праве на пребывание в стране. Верховный суд подтвердил в апелляционном порядке законность данной нормы.


Миграционная неизвестность 

В суд высшей инстанции обращался уроженец Афганистана Султани Реза, попросивший Россию принять его в качестве беженца из-за военного конфликта в родной стране. С получением этого статуса возникли бюрократические сложности и он принял решение остаться в «серой» зоне из-за страха за свою жизнь и жизнь родных. При этом заявитель решил отправить своего ребёнка в детский сад, но необходимых документов собрать не смог: разрешения на законное пребывание в России у него нет. 

Реза обратился в суд высшей инстанции с иском об отмене 29 абзаца пункта 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минпросвещения России, согласно которому родители ребенка, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий право на пребывание в РФ. 

Административная коллегия Верховного суда РФ в конце июня в иске Реза отказала, не обнаружив законных основания для признания частично недействующей данной нормы. Истец подал апелляционную жалобу, в которой просил решение по его иску изменить и признать норму права дискриминационной. Заявитель считает, что данные требования дискриминируют иностранцев, поскольку россиянам доказывать законность своего пребывания в РФ не нужно. Также он настаивает, что его статус не должен отражаться на жизни его детей. 

Апелляционная коллегия суда высшей инстанции напомнила, что необходимость для иностранца иметь миграционные документы — не является дискриминационным требованием.

«Вопреки доводам административного истца содержание закрепленного абзацем 28 пункта 9 Порядка требования о предъявлении иностранным гражданином документа, подтверждающего его право на пребывание в РФ (к которым, в частности, относятся вид на жительство, разрешение на временное проживание), не дает оснований считать, что оно носит дискриминационный характер», — указано в изученном РАПСИ определении.

Ответственность за родителя

Высшая инстанция в определении подчеркнула, что действительно, у детей иностранных граждан есть право на получение в России образования, в том числе и дошкольного, но родитель ребёнка всё равно должен находиться в стране в официальном статусе.

«В случае, если разрешение на временное проживание, разрешение на временное проживание в целях получения образования или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из РФ в течение пятнадцати дней со дня выдачи ему уведомления об аннулировании указанных разрешений или вида на жительство либо со дня направления ему такого уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо в установленном порядке почтовым отправлением», — отмечается в определении ВС. 

Требование о регистрации, которой у административного истца нет, заключается не в попытке запретить детям беженцев с серым статусом получать образование, а для нормализации очередности, отмечало Минпросвещения. Поскольку в детские сады первоначально должны зачисляться дети, которые живут поблизости, а во вторую очередь — дети из других районов и населенных пунктов.

Представители Генпрокуратуры и Минюста также выражали мнение, что норма – законна и обоснована, а природа вопросов истца лежит на нормативных актах об образовании, а в других сферах права.