Сожительство мужчины и женщины, не зарегистрированное в качестве брака в органах записи актов гражданского состояния, не порождает правовых последствий, а потому не устанавливается судами в качестве факта, имеющего юридическое значение. Об этом говорится в изученном РАПСИ определении Конституционного суда (КС) РФ № 1389-О/2025, которым было отказано в рассмотрении жалобы Елены Самоши на нормы Указа Президиума Верховного совета 1944 года.


Ради единовременной выплаты

Как следует из материалов дела, Самоши просила суды установить факт ее нахождения в брачных отношениях с мужчиной, чтобы претендовать на получение единовременной выплаты, предусмотренной Указом президента РФ от 5 марта 2022 года № 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей". Но суды ей отказали, указав, что не вправе рассматривать заявление об установлении факта нахождения в фактических брачных отношениях, возникших после 8 июля 1944 года. При этом они сослались на пункт 19 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства...", в котором говорится, что лица, фактически состоящие в брачных отношениях до издания этого Указа, могут оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни.

Посчитав такой отказ несправедливым, женщина обратилась в КС РФ, попросив проверить конституционность положений указа 1944 года.

Без правовых последствий

Но КС РФ разъяснил, что Семейным кодексом РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

"Не зарегистрированное в качестве брака в органах записи актов гражданского состояния сожительство мужчины и женщины не порождает правовых последствий и потому не устанавливается судами в качестве факта, имеющего юридическое значение", - говорится в определении КС РФ.

При этом КС РФ пояснил, что исключение с учетом ранее действовавшего законодательства исключение сделано лишь для лиц, вступивших в фактические брачные отношения до 8 июля 1944 года (поскольку с 1926 года до выхода этого указа действовало законодательство, которое признавало равноправными два вида брака — зарегистрированный в органах ЗАГС и фактический брак – прим. ред.).

Поэтому КС РФ посчитал, что оспариваемое положение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы, и отказался принять ее жалобу.

Михаил Телехов