САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 мар  РАПСИ, Михаил Телехов. Суды должны учитывать факт того, что избирательная комиссия, зарегистрировав кандидата, не обратила внимание на нарушения в поданных им документах и, соответственно, не известила его об этих нарушениях, и не принимать такие обстоятельства как отменяющие решения избирательной комиссии о регистрации кандидата. При этом суды обязаны исключить сомнения в том, что эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе. Об этом говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.

Соответствующие выводы были сделаны при рассмотрении жалобы жителя Москвы Сергея Цукасова, который сомневался в конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Выборочное извещение

Первое оспариваемое положение гласит, что при несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата или избирательное объединение. Второе оспариваемое положение говорит, что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

По мнению заявителя, оспариваемые им нормы позволяют избирательной комиссии выборочно извещать кандидатов о нарушениях в документах, представляемых ими в избирательную комиссию для уведомления о своем выдвижении и регистрации в качестве кандидата в депутаты представительного органа публичной власти, что нарушает принцип равенства.

Как пояснили в пресс-службе КС РФ, пункт 1 статьи 39 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" направлен на конкретизацию принципа равенства, провозглашенного при проведении выборов и референдумов и не вызывал у КС РФ сомнений в его соответствии Конституции РФ, а потому производство по нему было прекращено.

"Таким образом, предметом рассмотрения стал пункт 1.1 статьи 38 упомянутого закона. Он был признан не соответствующим Конституции РФ. Дело было рассмотрено в заседании без проведения открытых слушаний. Постановление КС основано на ранее вынесенных правовых позициях суда", - рассказали в пресс-службе КС РФ.

Регламентировано не кодексом, а Указом

Как следует из материалов дела, территориальная избирательная комиссия Ростокино Московской области, наделенная полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №14, решением от 16 июля 2019 года зарегистрировала выдвинутого в порядке самовыдвижения Цукасова кандидатом в депутаты.

Но другой кандидат подал в Московский городской суд административный иск гражданина об отмене решения о регистрации Цукасова. Суд установил, что сведения об обязательствах имущественного характера были представлены в избирательную комиссию с нарушением нормативных требований, в связи с чем решением от 30 июля 2019 года отменил решение избирательной комиссии о регистрации Цукасова кандидатом в депутаты.

"Доводы Цукасова о том, что он не был заблаговременно уведомлен избирательной комиссией о недостатках в представленных им документах и не получил возможность их устранить, суд отклонил как не основанные на законе, поскольку такая обязанность избирательной комиссии установлена лишь применительно к документам, которые поименованы в Избирательном кодексе города Москвы, тогда как требования к заполнению справок об имуществе регламентированы иным нормативным актом, а именно Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546 о проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов", - говорится в материалах КС РФ.

Подлинные выборы

Как отметил КС РФ, оспариваемое положение направлено на обеспечение предусмотренного тем же законоположением права кандидата не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы – за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, – представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения этих документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

"Обязанность избирательной комиссии известить кандидата о недостатках в представленных им документах призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения", - говорит КС РФ.

Такое регулирование обусловлено конституционным принципом равенства всех перед законом и судом и корреспондирующим ему положением Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (заключена в Кишиневе 7 октября 2002 года), согласно которому подлинные выборы предполагают равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций), а потому регистрационные требования должны быть ясными и не содержать условий, способных стать основанием для привилегий либо ограничений дискриминационного характера, и недопустимо произвольное или дискриминирующее применение норм о регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций).

И в этом смысле, по мнению КС РФ, оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ.

Расхолаживающий эффект

КС РФ предупреждает, что наделение избирательных комиссий обязанностью извещать кандидатов о выявленных в представленных ими документах нарушениях не снимает с самого кандидата ответственности за качество, полноту и достоверность переданных им сведений и документов. Одновременно КС РФ отмечает, что неисполнение или ненадлежащее исполнение избирательной комиссией обязанности известить кандидата о выявлении недостатков в представленных им документах способно вызвать у кандидата неосновательную уверенность в том, что им не допущены нарушения, влекущие отказ в его регистрации.

"Подобный – порождаемый бездействием избирательной комиссии – "расхолаживающий эффект" может помешать кандидату внести необходимые исправления в представленные им в избирательную комиссию документы в допустимый законом срок. В случае же принятия при таких обстоятельствах решения о регистрации кандидата он оказывается в уязвимой ситуации, поскольку нарушения в представленных им в избирательную комиссию документах, своевременно не выявленные ею, могут повлечь отмену судом решения о его регистрации, однако ни он, ни зарегистрировавшая его избирательная комиссия не вправе их устранить. Указанная уязвимость в правовом положении кандидата, по сути, создается как ненадлежащим исполнением им обязанности по обеспечению качества, полноты и достоверности переданных им сведений и документов, так и если нарушения в представленных документах должны были быть очевидны для избирательной комиссии ее бездействием", - разъясняет КС РФ.

Без неблагоприятных последствий

Безусловно, бездействие избирательной комиссии может быть обжаловано, но, как подчеркивает КС РФ, если обязанность не была исполнена в отношении зарегистрированного кандидата, то такое оспаривание бездействия может привести к отмене его регистрации. А конституционные предписания, по мнению КС РФ, требуют, чтобы данной обязанности корреспондировала возможность гражданина избежать неблагоприятных последствий судебного оспаривания решения о его регистрации в качестве кандидата в связи с установлением неполноты сведений о нем или несоблюдения им требований закона к оформлению документов, если таковые факты не были своевременно выявлены избирательной комиссией вследствие ненадлежащего исполнения ею своих обязанностей, а допущенное кандидатом нарушение не является намеренным представлением им недостоверных сведений о себе.

"Однако действующее законодательство не требует от суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии, принять во внимание факт неизвещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата о допущенных им нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для нее при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе", - гласит постановление КС РФ.

Право зарегистрированных кандидатов

По мнению КС РФ, это свидетельствует о наличии конституционно значимого пробела в регулировании соответствующих отношений.

Таким образом, оспариваемое положение признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования не предусматривает для суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с представлением им в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, необходимость учесть факт неизвещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе.

В итоге КС РФ обязал федерального законодателя внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование. А до вступления в силу изменений суды при рассмотрении соответствующих дел должны руководствоваться непосредственно настоящим постановлением. Но это, как указывает КС РФ, не исключает принятия ими мер к устранению таких недостатков в представленных в избирательную комиссию документах, которые создают неустранимые сомнения в соблюдении кандидатом других требований, с несоблюдением которых закон связывает отказ в регистрации.

То есть, как пояснила пресс-служба КС РФ, до внесения изменений в законодательство зарегистрированный кандидат в депутаты вправе вносить изменения в документы, представленные им в избирательную комиссию, необходимый срок для этого устанавливает суд, который в дальнейшем оценивает эти дополнения и принимает решение по существу исковых требований. 

Поскольку избирательные отношения, с которыми было связано дело Цукасова, завершены, КС РФ не находит оснований для пересмотра дела. Однако заявитель вправе использовать для защиты своих прав компенсаторные механизмы.