МОСКВА, 23 дек — РАПСИ. Арбитражный суд Самарской области арестовал имущество трех бывших членов совета директоров ПАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ), нанесших предприятию ущерб на 737 миллионов рублей, говорится в определении суда.

Ранее ТоАЗ обратился в суд с заявлением о солидарном взыскании убытков с бывших членов Совета директоров истца – финансового директора предприятия Николая Неплюева, генерального директора Дмитрия Межеедова и председателя Совета директоров Петра Орджоникидзе.

Ответчики, занимая должности членов Совета директоров ПАО «Тольяттиазот», действуя вопреки его интересам, дали согласие на заключение ТоАЗом сделок по приобретению в АО «Тольяттихимбанк» (принадлежит основному владельцу ТоАЗа Сергею Махлаю) прав требования задолженности от ООО «Техник-Парк», заведомо зная о неплатежеспособности должника и невыгодности для ПАО условий данных сделок цессии. По мнению истца, с целью обеспечения исполнения иска необходимо принять обеспечительные меры в виде наложения ареста на имущество ответчиков в пределах суммы исковых требований.

Истец считает, что Неплюев, Межеедов и Орджоникидзе в случае удовлетворения иска примут меры по сокрытию своего имущества, переводу прав на него третьим лицам, и размещению принадлежащих им активов в юрисдикциях, где исполнение решения российского суда будет невозможно.

Суд согласился с доводами истца. Арестованы принадлежащие ответчикам имущество, в том числе денежные средства, недвижимость, транспортные средства, доли участия в юридических лицах.

В соответствии с приговором Комсомольского районного суда Тольятти от 5 июля 2019 года, бенефициары ТоАЗа Владимир и Сергей Махлай, их зарубежные партнеры – владелец швейцарской компании Ameropa AG Эндрю Циви, директор дочерней Амеропе швейцарской фирмы Nitrochem Distribution AG Беат Рупрехт и экс-гендиректор ТоАЗа Евгений Королев были заочно осуждены на 8,5-9 лет лишения свободы и обязаны возместить причиненный ущерб в размере 87 миллиарда рублей, из которых 77 миллиардов рублей – «Тольяттиазоту», 10 миллиардов рублей – миноритарному акционеру предприятия «Уралхиму».

В материалах уголовного дела говорится, что в Тольяттихимбанке были открыты расчетные и валютные счета «Тольяттиазота», на которые поступала выручка от продажи продукции компании Nitrochem Distribution AG. Часть прибыли оставалась в распоряжении подсудимых и не возвращалась на ТоАЗ. А для того, чтобы не платить налоги, цена на продукцию существенно занижалась.

Межеедов и Неплюев совместно разработали ряд схем по распилу заводских бюджетов с помощью фиктивных контрактов на фрахт, строительство, ремонт и консалтинг. Интересно, что денежные средства проводили через множество подставных фирм, которые получали 70-процентный аванс без всяких документов, хотя они и не выполняли вообще никаких работ и обеспечивали лишь перекачку средств в офшоры.

Кроме того, в конце ноября сотрудниками правоохранительных органов был задержан бывший директор по безопасности ТоАЗа Андрей Бобков, организовавший масштабный вывоз с территории завода неучтенной продукции и товарно-материальных ценностей, заручившись поддержкой дружественного ЧОПа «Алмаз».

Махлай и его подчиненные проходят подозреваемыми в делах о создании организованного преступного сообщества и участии в нем (часть 3 статьи 210 УК РФ), покушении на дачу взятки в особо крупном размере (часть 3 статьи 30 и часть 5 статьи 291 УК РФ) и неуплате налогов в особо крупном размере (часть 2 статьи 199 УК РФ).

Также в июне суд приговорил экс-председателя правления Тольяттихимбанка Александра Попова к 7,5 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима и штрафу в размере 500 миллионов рублей.

Ранее Сергей Махлай был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения. Как сообщил СК РФ, чтобы избежать обязанности по уплате налогов, а также уйти от уголовной ответственности, он решил через посредника дать судье Верховного суда РФ взятку в размере не менее 2 миллионов долларов США за вынесение в пользу ОАО «Тольяттиазот» заведомо незаконного судебного акта, который отменил бы решение налогового органа. К совершению указанного преступления он привлек Попова, который, используя свое должностное положение, минуя официальное оформление документации, беспрепятственно открыл в своем банке ячейку, куда заложил часть взятки, предоставленной в фактическое распоряжение посредников.

Важнейшее событие в новой истории ТоАЗа произошло в ноябре, когда на внеочередном общем собрании акционеров были прекращены полномочия подконтрольных Махлаю управляющей компании АО «Корпорация Тольяттиазот» и совета директоров, в который входили, в частности, Орджоникидзе, Межеедов и Неплюев, одобряя сделки в интересах бенефициара предприятия Махлая.

Это во многом стало возможным в связи с признанием в августе Махлая арбитражным судом банкротом и арестом его имущества, что привело к невозможности распоряжаться им без ведома назначенного судом финансового управляющего.

Своевременные и грамотные действия правоохранительных органов, бескомпромиссная борьба с коррупцией и организованной преступностью позволили распутать самые сложные и запутанные аферы на ТоАЗе, что является залогом нормализации обстановки на предприятии, возврате выведенных бывшим руководством активов и выполнения всех социальных обязательств перед трудовым коллективом.