МОСКВА, 21 мар — РАПСИ. Адвокат не может быть защитником двух обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого, отмечает Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в Обзоре судебной практики за II полугодие 2022 года. 

«Согласно части 6 статьи 49 УПК РФ, статье 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также статье 9 и статье 13 Кодекса профессиональной этики адвоката, адвокат не может быть защитником двух обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого», — говорится в тексте документа. 

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 72 УПК РФ участие адвоката исключается во всех стадиях уголовного судопроизводства, если он оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам защищаемого им лица.  

«Это ограничение относится и к случаям, когда защитник в рамках данного или выделенного из него дела оказывает или ранее оказывал в ходе досудебного производства либо в предыдущих стадиях судебного производства и в судебных заседаниях юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам защищаемого им обвиняемого (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №29 «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве»)», — уточняет кассация. (Определение №77-4203/2022) 

Право на защиту 

При рассмотрении другого дела кассационный суд напомнил, что участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, в частности, если подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника в порядке, предусмотренном статьёй 52 УПК РФ, то есть в письменном виде.  

На рассмотрении кассации поступила жалоба на постановление Курганского городского суда о продлении обвиняемому срока содержания под стражей в отсутствие его защитника. 

При этом согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 8 февраля 2007 года, право пользоваться помощью адвоката не ограничивается отдельными стадиями уголовного судопроизводства и не может быть поставлено в зависимость от усмотрения должностного лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело.  

Таким образом, при отсутствии отказа обвиняемого от защитника или при наличии других обстоятельств, указанных в части 1 статьи 51 УПК РФ, суд обязан обеспечить участие защитника при производстве в суде кассационной инстанции.  

«При рассмотрении материала о продлении П. срока содержания под стражей, адвокат для его защиты в судебном заседании назначен не был, осужденный утверждает, что он просил назначить ему защитника, однако ему было в этом отказано. Таким образом, было нарушено право обвиняемого П. на квалифицированную и эффективную защиту», — констатирует кассационный суд. 

На основании изложенного кассация отменила оспариваемый судебный акт и направила материалы дела на новое рассмотрение. (Определение №77-6134/2022)