РАПСИ провело текстовый онлайн с допроса главной обвиняемой по делу "Оборонсервиса" - Евгении Васильевой. Накануне экс-чиновница в развернутой форме представила свою позицию по поводу предъявленных ей обвинений.

Допрос Евгении Васильевой. День первый>>>

Все материалы по делу Евгении Васильевой>>>

17:29 И судья пользуется правом вызвать эксперта: его суд заслушает завтра, к нему тоже много вопросов. У суда перерыв до завтра, в общем. Если придет эксперт, то допрос Васильевой, возможно, продолжится уже послезавтра. В связи с тем, что основные вопросы уже были заданы, мы завершаем наш онлайн. Спасибо, что были с нами! И читайте РАПСИ!

17:25 Адвокат Бороков просит либо закругляться, либо прерваться на пять минут, ему жаль Васильеву. У судьи еще много вопросов, "часа на два".

17:23 Теперь речь вновь о Сметановой: Васильева утверждает, что она проявила себя специалистом. "Суд, думаю, убедился в этом в ходе ее допроса".

17:20 А для тех, кто следит за внешним видом Васильевой, сообщаем, что одета она как вчера (может, примета такая): в темных джинсах, длинной майке и пиджаке. И еще немного наблюдений: на столе, за которым сидят Васильева, шесть адвокатов и Егорина, стоит шесть ноутбуков Mac и один не известный. Наблюдение для любителей "яблочной" продукции.

17:10 Допрос продолжается, а мы пока подсчитаем, сколько Васильева стоит за трибуной: за сегодня уже шестой час (первый час допрашивали свидетеля, потом на один час был объявлен перерыв). Вчера, напомним, она выступала перед судом с 10 до 17.30 с перерывом на обед. Кстати, в зале остались только три журналиста. Все присутствующие устали, но слушают Васильеву с большим вниманием.

17:00 Судья: Кто готовил проекты директив, обсуждалось ли их содержание. Васильева: Я директиву непосредственно не подписывала, я ее визировала. Это означало, что директива не вызывает у меня никаких нареканий с точки зрения соответствия ее законодательству. Готовилась директива в корпоративном отделе, ее содержание я никогда не обсуждала.

16:47 Вопрос о назначениях на должности: кем, как, при каких обстоятельствах. Ничего нового: министру предлагались кандидатуры, он выбирал.

16:30 Судья: Ставило ли Министерство обороны перед "Оборонсервисом" какие-либо задачи? Васильева: Совещания проводил министр, они не касались имущества организаций, а касались их хозяйственной деятельности. В связи с тем, что имущества они не касались, я присутствовала там лишь однажды, когда речь шла о деградации предприятий.

16:18 У прокуроров закончились вопросы, у судьи остались. Какие поручения выполняли советники министра: зависело от квалификации человека. В связи с тем, что Васильева занималась юридическими вопросами, по ним она и могла выполнять поручения. Подчинялась Васильева министру. Предложение о работе сделал министр, она согласилась. "Министерство обороны мне никогда не подчинялось. Свидетели говорили, что информация, полученная от меня, имела только справочный характер", сообщила Васильева судье.

16:16 Вопрос дня! Прокурор спрашивает: куда делись миллиарды? Васильева вопросу рада и называет его самым оригинальным. "Никаких денег в размере трех миллиардов или меньшей суммы в качестве ущерба Российской Федерации не существует. Эти цифры образовались за счет неверных сведений, отражённых в проведенных по делу экспертизах из-за некомпетентности специалистов и их заинтересованности".

                   Васильева и ее представители // РИА Новости, Евгений Биятов

16:00 Прокурор просит Васильеву перечислить свои должностные обязанности. "Кратко". Защита возмущена: речь об этом шла неоднократно и вчера Васильева зачитывала информацию об этом с нескольких станиц. Прокурор поясняет суду, что вопрос напрямую связан с предъявленным Васильевой обвинением. "В Конституции говорится о презумпции невиновности, а прокурор в речи сейчас мои деяния называет преступными. Это недопустимо. Если вы в дальнейшем будете некорректно себя вести, я откажусь отвечать на вопросы", - делает Васильева замечание стороне обвинения. "Ваше право", - говорит прокурор.

15:57 "Кому подчинялись на государственной службе?" - интересуется прокурор у Васильевой. "Всегда только министру обороны", - отвечает она.

15:53 Прокурор спрашивает Васильеву про поездку в Милан, а защита возмущена - в обвинении ни слова про Милан.  "Васильева утверждает, что все ее поездки не имели личного характера, только рабочий. Вопрос о Милане мы задаем, чтобы это опровергнуть", - поясняет прокурор.  Судья вопрос снимает, как не относящийся к делу.

15:46 Продолжаем. Прокурор: Давали ли вы кому-либо указания, связанные с поездками? Васильева: Генеральному директору я сообщала о необходимости рабочих поездок, когда она была.

Вопрос про поездки в Анапу, Краснодар и Санкт-Петербург якобы  в рамках проекта. - Проект так и называется, системным, он имеет первую секретность, поэтому говорить о нем в закрытом заседании я не представляю возможным. Министр подтверждал здесь, что к этому системному проекту я имела отношение. Васильева отмечает, что в материалах дела нет подтверждения обратному, не доказано, что рабочие поездки таковыми не являлись, и, более того, никакого ущерба от них предприятию причинено не было.

15:31 Прокурор: Осуществляли ли вы контроль за финансовой деятельностью ГПИССа? Васильева: Все, что осуществляла, прописано в соответствующих документах. За рамки своих полномочий не выходила.

Прокурор не отстает: Поручала ли Васильева Егоровой осуществлять контроль финансовых средств ГПИСС? Васильева: Никогда не поручала, потому что данный контроль не имеет никакого юридического значения. Согласно закону, его может осуществлять только генеральный директор и бухгалтер данных компаний.

И перерыв 5 минут.

                        Евгения Васильева в Пресненском суде // РАПСИ

15:25 Васильева говорит, что никогда не получала никаких денежных средств от компании "Эксперт". Прокурор спрашивает, имели ли ее родственники договора гражданско-правового характера с "Мира". Адвокат интересуется, "в каком колене родственники"? В ближайшем, уточняет прокурор. Васильева просит прокуроров не упоминать ее родителей и прекратить попытки "втянуть их в дело". "То есть вы отказываетесь отвечать?" - "Я все сказала".

15:15 Прокурор просит Васильеву рассказать об указании министра "не продавать деньги за деньги". - Министр обороны давал указание всем должностным лицам, которые ему подчинялись. Данные указания были сделаны в устной форме и были связаны с претензией Счетной палаты в связи с тем, что такие продажи недопустимы. Это действительно так и с финансовой, так и с юридической точки зрения. Никакого результата от продажи денег за деньги не имеется, это негативно сказывается и с точки зрения налоговых последствий, так как уплата налога производится дважды.

15:09 Васильева обращает внимание прокуроров и суда на то, что при сокращении армии в пять раз уменьшение количества объектов недвижимости, находящихся в ее ведении,  было  рациональным и логичным. "Это придумала не я, это четко прописано в пояснительной записке к указу президента. Данный документ вышел в 2008 году, до моего прихода в департамент. Позиция о деградации данных обществ была сформирована до меня и у меня не было оснований, и нет сейчас, этому не доверять", - продолжает Васильева.

15:03 Третий прокурор взял слово. Интересуется об отношении Васильевой к позиции Дыньковой относительно реализации ГПИСС. "Позиция всех гендиректоров дочерних зависимых обществ по поводу продажи активов была отрицательной", - отвечает Васильева, но подчеркивает, что все происходило в рамках закона, а с Дыньковой по этому поводу она вообще не общалась. "Решение об объекте принимал лично министр обороны, часто посещая их лично, объекты стоимость свыше миллиарда он знал досконально", - продолжает Васильева. И да, иногда она посещала объекты с министром. А иногда нет.

14:54 Прокуроры: Сколько раз вы не отдыхали, а посещали земельный участок в Краснодарском крае по долгу службы? Чувствуете разницу? Васильева: Я не помню, об этом можно узнать из материалов дела. До момента издания всех документов я там не была никогда. Мое пребывание в регионе не означает, что данный объект принадлежит мне. Во время обысков там не было обнаружено ни одной моей вещи.

14:45 "Я никогда и никого не назначала на те или иные должности в дочерние зависимые общества", - в который раз говорит Васильева. Прокурор: - Вы предвосхитили мой вопрос и ответили даже про генерального директора, когда я спросил про заместителя. - Я могла по просьбе Анатолия Эдуардовича подобрать кандидатов. Все лица проходили собеседование лично у министра, после того как готовился пакет документов об их образовании, опыте, тестовое задание. Из всех подготовленных мною пакетов, министр общался максимум с десятью процентами кандидатов.

14:40 Про трудоустройство Закутайло: Васильева не знает, подозревает только, что он прислал резюме в корпоративный отдел и, как и все, выполнил тестовое задание. "Тем более потом Анатолий Эдуардович мне сообщил, что Сметанова ему говорила, что у нее есть муж, который работал в прокуратуре и наверняка обладает должными знаниями. Тогда вопросы у меня отпали", - сказала Васильева.

  Экс-гендиректор склада Московского округа ВВС Закутайло // РИА Новости, Илья Питалев

14:38 Прокурор: мы вас спросили обо всех, кроме Максима Закутайло. Понятно, что вы вместе учились, а потом вы виделись? Общались?  Васильева: Нет. Нет.

14:37 Прокуроров интересует, кто из сотрудников Главного правового управления докладывал министру обороны об участке в Краснодарском крае. Васильева не в курсе, она не присутствовала на докладах лиц, подчиняющихся министру.

14:31 "Не думаю, что кто-то подделывал мою подпись на абсолютно законном и легальном документе. Я не могла не подписать приказ, который исходил от министра и президента", - сообщает Васильева.

14:26 Прокуроры обсуждают документ за подписью Васильевой, спрашивают, её ли подпись. Её. Очень хорошо.

14:08 Судья на месте, Васильева у трибуны, прокурор задает уточняющие вопросы.

14:03 Итак, мы продолжаем. Участники процесса в зале, ждем судью.

13:00 Судья объявляет перерыв до 14:00.

12:56 Прокурора интересует, покупала ли Васильева у Егоровой долю в какой-то компании? Васильева отказывается отвечать на вопрос, сообщает, что знала ее "несколько часов в жизни". И тут же начинает возмущаться адвокат Бороков: советует прокурорам сначала предъявить обвинение, а потом уже задавать соответсвующие вопросы. "Вы нарушаете право на защиту, выходя за рамки дела!" - говорит он уже повышенным тоном. Действия всех подсудимых по данному делу Васильева называет законными.

12:51 Прокурор упоминает компанию, "о которой речи в обвинении нет", возмущается защита. Прокурор предлагает зачитать обвинительное заключение и убеждает, что там "это слово звучит 237 раз", но судья вопрос снимает - эту компанию фигурантке не вменяют.

Егорова ранее 2012 года не была известна Васильевой, была представлена другим человеком ей, в доверительных отношениях с ней никогда не состояла.

12:46 Адвокаты обращают внимание судьи на то, что по многим вопросам, которые задает прокурор, Васильева высказалась вчера. "Давайте опять про это спрашивать и еще семь часов пусть она говорит", - предлагает адвокат Хасан-Али Бороков. Слушатели уже мечтают об обеде и таких предложений побаиваются.

12:40 Прокурора интересует, кто после Сметановой возглавил "Эксперт" и на основании чьего решения. - Билялова сообщила, что у нее есть предложение от Сметановой возглавить компанию, спросила, нет ли у меня пререканий, у меня их не было, отвечает Васильева.

12:34 Прокуроры задают вопросы о Сметановой, аудите, вознаграждениях. Васильева на все отвечает спокойно и без задержек.

12:16 Динара Билялова отличалась усидчивостью и неординарным трудолюбием, дольше всех задерживалась на работе, по просьбе прокурора дает ей характеристику Васильева. Напомним, Билялова, так же как и Сметанова, заключила со следствием досудебное соглашение.

12:14 Прокурор напоминает Васильевой о вчерашних показаниях и уточняет некоторые моменты, пока ничего существенного не звучит.

12:04 Вопрос о трудоустройстве фигуранта дела Грехнева. Никакого отношения к этому событию Васильева не имеет, следует из ее ответа.

                        В Пресненском суде Москвы // РИА Новости, Григорий Сысоев

12:00 Сначала прокуроры хотели узнать, знакома ли Васильева с компанией "Кэпитал консалтинг" (именно оттуда был свидетель, которого суд час назад допрашивал), но вспомнили, что сама Васильева об этом в своих показаниях сказала.

- Известны ли обстоятельства трудоустройства Дыньковой в дочернюю компанию "Оборонсервиса"? - Она была представлена министру среди десяти представленных кандидатов, отвечает Васильева. - Известны ли обстоятельства назначения Дыньковой гендиректором 31-ого ГПИСС? Вы говорите, она была представлена специалистом в финансовой сфере.  - Министр об этом говорил в суде. Я не интересовалась у министра, каким образом он принимает решения

11:46 Про отношения с "Экспертом": - Меня интересовали сроки сделок, говорит Васильева. Прокуроры: - Проводились ли совещания с участниками сотрудников "Эксперта" по поводу конкретных сделок? Адвокаты: - Каких конкретных? - Например, 31-ый ГПИСС, уточняют прокуроры. - Если возникали вопросы, то такие совещания могли проводиться, говорит Васильева.

11:38 "Сметанова меня оговаривает по многим вопросам. Она вынуждена это делать в связи с оказываемым на нее давлением со стороны следственных органов. Про это она не сообщила ввиду страха, что будет расторгнуто заключенное с ней досудебное соглашение. Однако об этом суду сообщил ее супруг Максим Закутайло", - отвечает Васильева прокурорам, поинтересовавшимся, как она объясняет себе показания Сметановой. Васильева заявила, что "Сметанова является порядочным человеком и высококлассным специалистом, но вынуждена себя так вести в связи с угрозами в ее адрес".

11:37 Васильева сообщает прокурорам, что никогда не давала Сметановой указаний создать компанию по осуществлению агентской деятельности по реализации активов "Оборонсервиса". "Я бы сама могла это сделать, если бы было нужно".

11:30 Прокурор спрашивает: - Кто был инициатором включения вас в протокол заседания директоров в качестве выступающего по вопросу повестки дня? Васильева отвечает: - Я никогда не являлась инициатором включения себя  в качестве того или иного лица в какие-либо документы.

11:28  Вопрос о протоколе заседания совета директоров "Оборонсервиса": - Если я подписала какой-либо документ, это свидетельствует, что я со всеми положениями, необходимыми для принятия мною решений, согласна.

11:26 Прокурора интересует компания "Эксперт".  - Решение в отношении компании "Эксперт" в качестве эксперта было принято, и я не имею привычку обсуждать решение вышестоящих органов нашего государства, отвечает Васильева.

11:20 Васильева говорит, что предложила министру порядка двадцати кандидатур, когда появилась необходимость в квалифицированных специалистах. Выбор пал на Сметанову и еще одного человека. "Министр принял решение о привлечении компании Сметановой для выполнения соответствующих услуг", - продолжает Васильева. На собеседовании Васильева не присутствовала, отвечает она на вопросы прокурора.

11:14 - Вы в подтверждение своей позиции ссылались на показания Сметановой. Вы согласны с ними?  - Нет.  - В какой части?  Адвокаты возмущены и не понимают, что хотят от Васильевой, процентного соотношения или еще чего. Васильева отвечает, что показания Сметановой очень противоречивы. "Вам  она одно говорила, нам другое", - отвечает Васильева. В дружеских отношениях никогда с ней не была, добавляет подсудимая.

11:12 Все на месте, продолжаем. Васильева готова отвечать на вопросы. У защиты вопросов нет. Есть у прокуроров, слушаем.

                Васильева в Пресненском суде // РИА Новости, Григорий Сысоев

11:03 Со свидетелем закончили. На очереди Васильева. А пока объявлен перерыв три (!) минуты.

10:53 Ну вот, теперь свидетель говорит, что иногда земли рекреационного назначения оцениваются дороже, чем под жилищное строительство. Судья спрашивает, чему верить: несколько минут назад такую вероятность свидетель исключал. Свидетель поясняет, что чаще они дешевле, но всё же бывает, что стоят дороже. Такие дела.

10:51 - Что значит, вы можете заказчику говорить, что землю можно использовать другим способом? Вы что, можете при оценке деревянного домика в районе Москва-сити сказать, что если снести этот домик и построить тут высотку Москва-сити, то стоимость объекта взлетит в миллионы раз? - интересуется адвокат Хасан-Али Бороков.  - Да, - коротко отвечает свидетель. Пока его допрос продолжается.

10:41 Земли под жилищное строительство стоят больше, чем земли рекреационного значения, знайте.

10:22 Тем временем свидетель вспомнил, что оценка данного участка проводилась с его участием. Цена объекта соответствовала рынку, убежден свидетель. С Васильевой не знаком, указаний от нее при оценке имущества не получал.

10:16 Свидетеля спрашивают, не он ли оценивал земельный участок в Краснодарском крае (вчера Васильева подробно высказалась по этому эпизоду). Давно дело было, свидетель не помнит, но сейчас ему продемонстрируют материалы из дела.  Свидетель изучает документы и пытается что-то вспомнить. Мы подробно пока писать не будем, дождемся допроса Васильевой.

10:13 Спрашивают, кто был его начальником. Называет фамилии, имя Васильевой не звучит. Ему давали работу (объект оценки), он ее выполнял. Никаких указаний по методике или оценке никто не давал. "Оговаривалось, чтобы стоимость была ближе к нижней границе, потому что это нужно для реализации", - говорит свидетель. Судья не понимает (как и многие другие), свидетель поясняет: разброс при оценке варьируется в пределах 20%, в условиях рынка тогда просили ориентироваться на нижнюю границу. Надеемся, кому-то стало понятнее.

10:11 В 2011 году работал оценщиком в компании, название которой на слух не так-то легко расслышать. Вопросы ему задают адвокаты Васильевой.

10:10 Так. Судья предлагает внести изменения в планы и сообщает, что из Петербурга приехал свидетель, надо его заслушать. Выбора нет, послушаем.

10:04 Судья, прокуроры и подсудимые на месте. Начинаем.

                           Процесс по делу Васильевой // РАПСИ

09:59 Вчера, напомним, короткая речь Васильевой (так она ее назвала в начале заседания) продлилась почти семь часов. Васильева и адвокаты прошли в зал, других фигурантов пока нет (их четверо, если кто забыл). Пишущие журналисты тоже в зале. Ждем.

09:55 Второе утро подряд мы начинаем с трансляции из Пресненского суда Москвы. После вчерашней речи Евгении Васильевой, ожидается, что она даст ответы на вопросы всех остальных (или почти всех) участников процесса по делу "Оборонсервиса". Для вас работают Диана Гуцул и Марина Саткова. Не забывайте обновлять страницу!