Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ) представляет исследование «Юридические компании и госзакупки». Мы продолжаем публикацию серии рейтингов, цель которых оценить взаимодействие юркомпаний с системой государственного управления. 

РАПСИ приступило к исследованию участия юркомпаний в госзакупках 16 апреля 2019 года. Изначально планировалось провести опрос, дополнив его результаты сведениями из Единой информационной системы в сфере закупок. Принципиальная позиция РАПСИ заключается в том, что все наши рейтинги должны быть верифицируемыми, поэтому мы не стали прибегать к услугам производителей частных баз, а ограничились общедоступным порталом госзакупок.

В предыдущем исследовании, посвященном взаимоотношениям юркомпаний с органами законодательной власти, наше агентство столкнулось с тем, что участники рынка сильно ограничивают информацию о себе при взаимодействии с органами власти. В случае с исследованиями оказания юркомпаниями услуг в соответствии с процедурой госзакупок такая нетранспарентность проявляется особенно явно. Этому способствует законодательная возможность проведения закрытых конкурсов и созданием для них специальных площадок, куда переносятся большинство тендеров на юробслуживание именно органов власти. 

Удобным аргументом для популяризации подобных процедур стали санкции. Подобная практика привела к тому, что еще в 2016-2017 годах на портале госзакупок были доступны отдельные тендеры непосредственно для органов власти, победителями которых становились ильфы. Так, например, Cleary Gottlieb Steen & Hamilton LLP заработала на обслуживании Министерства финансов РФ более 106 миллионов рублей. Примечательно, что данное обслуживание осуществлялось после введения санкций (2017-2018 годы). Данный факт косвенно свидетельствует о том, что причина отсутствия информации о подобных тендерах — следствие именно нетранспарентности, а не санкционного давления. 

Настоящий рейтинг рассчитан на основе тендеров на закупку продукции по видам экономической деятельности, обозначенной как «Услуги юридические» (ОКПД 69.1), объявленных с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года и завершенных на момент проведения исследования. Учитывались все виды закупок (у единственного поставщика, закрытые, открытые, внутригрупповые), сумма которых превышает 300 тысяч рублей. Чем выше сумма закупок, тем выше позиции компании в рейтинге. Опционально РАПСИ указало общее число тендеров, выигранных участниками рейтинга за период. В числе заказчиков 2018 года из органов власти оказалось только Министерство финансов РФ, которое объявило упомянутый выше конкурс еще в 2017 году, но завершило его в январе 2018 года.

Мы предполагаем, что этот список в ближайшие годы не сможет быть пополнен на основании открытых данных, но надеемся, что эта область юрбизнеса все же выйдет из тени закрытых конкурсов и завуалированных закупок.