МОСКВА, 6 фев – РАПСИ. Замена портала Госуслуг на умные голосовые колонки значительно поможет пользователям, но также ставит перед государством задачи, связанные с обеспечением информационной безопасности, считает член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), глава АНО «Белый Интернет» Элина Сидоренко.

«Фактически речь идет о кардинальной перестройке цифровых государственных сервисов, когда традиционные цифровые инструменты заменяются технологиями искусственного интеллекта. Реализация этой амбициозной задачи потребует внедрения целого комплекса разработок, начиная с технологии распознавания голоса и заканчивая чат-ботами», – прокомментировала Сидоренко слова главы Минцифры Максута Шадаева, который допустил замену портала Госуслуг умными колонками, которые будут по запросу записывать в поликлинику, составлять и направлять заявления и так далее.

По ее мнению, с одной стороны умные колонки значительно облегчат клиентский путь, но с другой – поставят перед государством принципиально новые задачи, связанные с обеспечением информационной безопасности и минимизацией новых цифровых угроз, защитой цифрового профиля при идентификации человека по голосу. «Мы знаем удачные опыты внедрения умных колонок крупными технологическими компаниями. Но можно ли считать, что используемые в них алгоритмы искусственного интеллекта достигли уровня, достаточного для масштабирования этих решений на государственный уровень? Полагаю, что нет», – сказала Сидоренко.

Между тем эксперт приветствует планы Минцифры наполнить Госуслуги новым цифровым сервисами. 

Со своей стороны член СПЧ, эксперт в IT-сфере Игорь Ашманов отметил, что проблема дублирования в области искусственного интеллекта обсуждается давно: банки, мобильные операторы пытаются делать свои голосовые колонки, свои мессенджеры. «С началом спецоперации этот пузырь немного сдулся, программистов стали увольнять. А сейчас, похоже, он надувается снова», – обращает внимание эксперт.

Между тем Ашманов полагает, что относительно колонок есть несколько препятствий, в частности «они стоят серьезных денег, а искусственный интеллект в этих системах склонен к галлюцинациям, кроме того, они слушают все, что происходит дома. «Даже если вам говорят, что колонка для включения ждет распознавательную фразу, она слышит все. Это огромная дыра для утечки персональных данных. Перехватить коммуникацию с нее для внешних игроков проще, чем со смартфона. Это очередной сбор биометрии, а криминал и вербовщики из Украины окажутся на шаг впереди. У Минцифры один аргумент: колонки - это удобно. А кто сказал, что нужно разменивать безопасность граждан на удобство?» – предупредил член СПЧ.