МОСКВА, 22 фев - РАПСИ. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ (МГИМО) планирует открыть Цифровой факультет для подготовки специалистов гуманитарного профиля, обладающих компетенциями в сфере цифровых технологий, заявил ректор МГИМО Анатолий Торкунов.

«Открытие Цифрового факультета в МГИМО станет важным шагом в научной деятельности университета, ориентированном на подготовку специалистов со смешанным социально-гуманитарным профилем, обладающих необходимыми цифровыми навыками. Новый факультет должен занять центральную роль в процессе цифровизации и применении передовых технологий в рамках университета», − сказал Торкунов.

Сейчас МГИМО ведет переговоры о сотрудничестве с ведущими университетами Индии, Китая и других дружественных стран. Запуск Цифрового факультета, по словам ректора МГИМО, − это сложный процесс, требующий тщательной подготовки и планирования, а также детального изучения подходов и шагов, необходимых для успешной реализации задуманного.

Торкунов отметил, что МГИМО всегда стремится исследовать наиболее актуальные явления современности. Так несколько лет назад МГИМО стал первым университетом в России, который запустил специализированную магистерскую программу по направлению «Искусственный интеллект» (совместно с МФТИ).

Программа пользуется стабильным спросом среди поступающих студентов. В рамках инициативы «Приоритет 2030» также был поддержан проект Лаборатории по анализу данных в области международных отношений, использующий передовые инструменты, включая компоненты искусственного интеллекта, для выполнения исследований и анализа данных.

Ректор МГИМО также отметил открытие Цифровой кафедры вуза в рамках проекта «Приоритет 2030». В июле 2023 состоялся первый выпуск кафедры. За 2022/23 учебный год 682 студента МГИМО, то есть 98% поступивших на данную образовательную программу, успешно прошли обучение по четырем программам профессиональной переподготовки в сфере ИТ: «Создание ИТ-продуктов», «Анализ данных и управление на основе данных», «Управление цифровой трансформацией» и «Цифровой маркетинг и медиа». Новый поток студентов на 2023/2024 учебный год насчитывает уже более 1000 студентов.

Компетенции цифрового юриста

По словам ректора МГИМО, информационные технологии и юридическую науку объединяет свойство оказывать влияние на все сферы общественных отношений. 

«В современных условиях цифровое право становится одной из важнейших научных дисциплин. Стремительное развитие информационных технологий способствует появлению новых правовых вызовов и угроз, связанных с цифровыми технологиями, защитой данных, кибербезопасностью, регулированием интернета и другими вопросами», − сказал Торкунов.

Цифровой юрист, по словам ректора МГИМО, становится незаменимым профессионалом, обладающим специализированными знаниями в области цифрового права, способным разрабатывать и анализировать законодательство в области информационных технологий, а также консультировать компании и организации по правовым вопросам, связанным с цифровыми технологиями. Профессионализм цифрового юриста необходимым для эффективного функционирования компаний в цифровом пространстве и обеспечения безопасности граждан в условиях постоянного развития информационных технологий.

ИИ в сфере образования

Сфера образования, отметил Торкунов, в противоположность бизнесу, характеризуется специфическими методами в процессе интеграции технологий искусственного интеллекта. Основной задачей внедрения ИИ в образовательные практики является не преследование финансовой выгоды, а улучшение качества обучения, которое довольно сложно измерить с помощью объективных метрик. 

«В сфере образования целью использования искусственного интеллекта является создание обучающей среды, которая учитывает индивидуальные потребности студентов, развивает их навыки и способности, а также обеспечивает более эффективное усвоение знаний и повышение образовательного уровня», − сказал Торкунов.

По его словам, сегодня 65% российских студентов знают, что такое нейросети и умеют ими пользоваться, половина учащихся вузов регулярно используют их для учебных целей, а 90% школьников, которые используют ChatGPT в процессе обучения, утверждают, что это лучше, чем использование услуг репетитора. Бесконтрольное применение генеративных нейросетей в образовании является актуальной проблемой, так как их использование студентами может иметь отрицательное влияние на учебный процесс. 

«Необходимо понимать, что существует риск потери интеллектуального потенциала человека из-за слишком широкого использования искусственного интеллекта. Важно, чтобы применение ИИ в образовании было строго регулировано с целью снижения негативного воздействия и оптимизации положительных аспектов, обеспечивая баланс между использованием современных технологий и поддержанием качественного образовательного процесса», − добавил ректор МГИМО.

Данная тенденция, считает Торкунов, говорит о трансформации роли преподавателя. Возрастет его значимость как наставника, мотивирующего студентов к самостоятельной работе, обучающего приемам работы с информацией, поиску новых решений.

Ректор МГИМО в четверг выступал на презентации первого в России учебника для вузов «Цифровое право», который издан АНО «Белый Интернет». Учредителями АНО «Белый Интернет» являются РАПСИ и МГИМО. Ранее Торкунов заявлял, что через 10 лет цифровое право станет самым востребованным среди студентов-юристов.