Запрет участвовать в работе иностранных НКО, не имеющих подразделений на территории РФ, может закрыть доступ российской индустрии программного обеспечения к передовым мировым стандартам и технологиям. Кроме того, необходимо сформулировать четкий критерий, который позволит различать сотрудничество российских лиц с международными организациями от их участия в деятельности таких организаций, считают разработчики отечественного программного обеспечения. 


Ущерб отрасли 

Запрет на взаимодействие с зарубежными НКО нанесет прямой ущерб участию российских IT-компаний в международных организациях, где они участвуют в приобретении новых компетенций и защищают свои права и экономические интересы, полагает президент НП РУССОФТ Валентин Макаров. 

«Участие АПКИТ во Всемирном Альянсе IT-Ассоциаций (WITSA) будет нарушением этого закона несмотря на то, что участие в работе международной Ассоциации позволяет снижать изоляцию России и развивать взаимодействие с IT-ассоциациями дружественных стран. Участие РУССОФТ в Ассоциации сотрудничества России и Индии RISING (Russian-Indian Special Interest Group) также будет квалифицироваться как нарушение этого закона, хотя позволяет организовать канал продвижения российских IT-компаний в Индии», — отметил Макаров в ходе заседания комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики при Московском отделении Ассоциации юристов России. 

Кроме того, он предложил заняться развитием собственных НКО в дружественных странах для продвижения своих стратегических интересов.  

Исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев также выразил обеспокоенность последними изменениями в ФЗ «Об НКО» и КоАП.  

«И дело тут не только и не столько в разработчиках, использующих свободное программное обеспечение. Поправки закрывают доступ нашей индустрии к передовым мировым стандартам, регламентам, технологиям, к возможности на равных участвовать в их формировании, применять эти технологии для развития отечественной промышленности и науки. Наша ассоциация АПКИТ представляет Россию во всемирном объединении IT-ассоциаций всех ведущих стран – WITSA. Это объединение вообще вне политики. Мы ни разу не встретили там упрека в наш адрес. И что теперь делать – самовольно исключать себя из мировой повестки, отгораживаться даже от БРИКС или готовиться к штрафам и уголовному преследованию?» — задается вопросом Комлев. 

Четкий критерий 

В свою очередь, председатель совета директоров ООО Базальт СПО Алексей Смирнов отметил, что необходимо различать сотрудничество с иностранной НКО от участия в её деятельности. 

«В текущей формулировке закон может ограничивать научно-техническое сотрудничество, которое осуществляется через международные неправительственные организации, что особенно неприятно сейчас, когда недружественные страны со своей стороны ограничивают такое сотрудничество по линии правительственных организаций. Важно, чтобы появился четкий критерий, позволяющий различать сотрудничество российских лиц, ведущих деятельность в России, с международными организациями от участия российских лиц в деятельности международных организаций в России», — сказал Смирнов. 

На отсутствие в законодательстве определения такого понятия, как «участие в деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций» обратил внимание исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин.  

«В законопроекте отсутствует определение такого понятия, как «участие в деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций». Это создает для ИТ-компаний существенные риски, так как типовые действия физических и юридических лиц, связанные с развитием, поддержкой и использованием программных проектов, в том числе международных (обращение к репозиториям и загрузка материалов, комментирование кода, предложение исправлений (патчей) и т.д.), и могут быть рассмотрены как участие в деятельности запрещенных НКО», — пояснил Лашин.  

В июле Госдума приняла законопроект, запрещающий участие российских физических и юридических лиц в деятельности иностранной НКО, сведения о структурных подразделениях которой не внесены в реестр Минюста.