Император Павел I остается одной из самых загадочных фигур в российской истории. Прошло более трех веков с момента его убийства в результате заговора элит, однако подоплеке этого преступления по-прежнему не уделяется должного внимания. О возможных причинах такого отношения к якобы «сумасшедшему» императору, а также о его прогрессивных реформах рассказывает в тридцать пятом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


Окончанием «эпохи дворцовых переворотов» принято считать свержение Петра III в 1762 году в пользу его жены Екатерины. И мы вынуждены были придерживаться общепринятых хронологических рамок этого периода. Но почему из этой эпохи выпало жестокое убийство сына Петра III императора Павла Петровича в 1801 году?

Может быть, потому что это был самый грубый насильственный переворот, совершенный в виде нападения на законного императора в его спальне с безобразным избиением толпой придворных безоружного лежачего человека руками, ногами, табакеркой… Конечно, эта акция не красила ни участников переворота, ни все дворянское сословие. Поэтому сам факт убийства был сокрыт от современников. 

И позднее, стремясь смыть позорное пятно цареубийства с высшего сословия, дворянская историография прилагала все усилия к тому, чтобы изобразить фигуру Павла I как жесточайшего деспота, ужасного монстра или вообще умалишенного. Всем читателям тем самым навязывалась мысль о том, что такого царя и надобно было убить, или даже о том, что его невозможно было далее оставлять в живых. 

А советская историография, естественно, монархов не любила по определению и потому охотно присоединилась к хору обвинителей «сумасшедшего» императора. Только в наше время были предприняты попытки объективного рассмотрения фигуры Павла I и его роли в истории государства и права России.

Разумеется, дореволюционная историография не была сплошной клеветой и фальсификацией, но она грешила однобокостью и тенденциозностью. В академических работах о Павле I были тщательно собраны все его неожиданные, нелогичные и необдуманные поступки и деяния. Более популярные публикации представляли собой собрания исторических анекдотов, легенд и мифов о «сумасбродном» императоре.

Что же такого натворил Павел I, что его так невзлюбило дворянство? Наиболее правдоподобной версией о причинах такого отношения к нему дворян можно считать то, что с приходом Павла Петровича к власти закончился золотой век дворянcких вольностей, которые достигли своего пика в эпоху Екатерины II. 

Но Павел I не проводил какой-либо целенаправленной «антидворянской политики», как говорили многие дореволюционные историки. Он просто хотел снова «поставить в строй» разбалованное в годы 70-летнего «женского правления» привилегированное сословие. В этом он явно копировал своего прадеда Петра I. Правда, попытка повторить что-либо в истории часто приводит к фарсу.

Для дворян при Павле I снова стала обязательной государственная служба. Все находившиеся в длительных отпусках (часто многолетних) были отозваны. Прекращена практика записи в полки дворянских младенцев, которые числились на службе сызмальства и, проживая в домашних условиях, росли в чинах и могли появиться в часть в 18 лет уже с приличным стажем «выслуги» и при высоком звании. 

«Жалованная грамота», данная дворянам Екатериной II, нарушалась Павлом и во многом другом. Были вообще упразднены губернские дворянские собрания. Дворяне лишены возможности обращаться к царю с коллективными ходатайствами. Теперь и дворяне попадали в податное население – они должны были платить податей по 20 рублей с души. Ну а наибольшее возмущение у дворян вызвало то, что на благородное сословие были снова распространены телесные наказания.

В версию об «антидворянской» направленности внутренней политики Павла I вписывается и ряд мер, направленных на улучшение правового положения крестьян. Так, император своим указом запретил разделять семьи при продаже крепостных и продавать крестьян без земли. 

Отдельным манифестом была введена трехдневная барщина (барщина измерялась числом дней в неделю, в которые крестьяне должны были трудиться на «барской запашке), была запрещена барщина в воскресные и праздничные дни. 

Павел I полностью списал все долги крестьян по подушной подати, а недоимки к тому времени были огромными. Была отменена для крестьян обременительная хлебная повинность, началась льготная продажа соли.

Казалось, Павел I нарочито, проводил свои реформы ровно в противоположном направлении, чем Екатерина II. Так, он освободил А. Радищева, которого Екатерина называла «бунтовщиком хуже Пугачева», а также Николая Новикова и лидера польских повстанцев Тадеуша Костюшко. 

К стене Зимнего дворца был прибит ящик типа почтового, куда каждый подданный мог подавать жалобы на имя императора. И Павел I сам лично разбирал содержимое этого ящика. А всем губернаторам было строго предписано следить за поведением помещиков по отношению к крестьянам, и в случае их жестокого обращения с крепостными докладывать непосредственно императору. Взяточники наказывались Павлом настолько свирепо, что это явление на время исчезло из жизни российского общества и государства.

Раздражали дворян и жесткая дисциплина в армии, гвардии и государственном аппарате. Снова регламентировались все стороны их жизни: нельзя было носить круглые шляпы, а хождение по улицам города после девяти вечера строго воспрещалось и т.п. 

Мы не можем исключить из числа правдоподобных версий причин переворота и роль внешнего фактора. Дело в том, что после неудач второй атнифранцузской коалиции с легендарными походами Суворова в 1799 году, Павел I порвал с союзниками и пошел на сближение с Наполеоном. 

К этому времени вся демократическая фаза французской революции закончилась установлением власти Бонапарта, и это примирило Павла I с Францией. Но союз с Наполеоном включал в себя участие в континентальной блокаде Англии. Поэтому Лондон, несомненно, предпринимал различные шаги, направленные на смену власти в России. 

Данную версию к конспирологическим не отнесешь, хотя сваливать всё на происки англичан не приходится. Решающим фактором, конечно, была все же внутренняя политика императора. Дело в том, что от установления блокады очень многие в самой России крупно пострадали: ведь с Англией до этого были развиты хорошие торговые отношения. Ну а когда в угоду Наполеону в феврале 1801 года Павел I отправил казаков на завоевание британской Индии, англичане и российские оппоненты Павла I утроили свои усилия по подготовке переворота. 

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года Павел I был убит заговорщиками. К вечеру 12 марта в столичных лавках не осталось ни одной бутылки шампанского. Поэт Гаврила Державин отозвался стихами:

Умолк рев Норда сиповатый

Закрылся грозный страшный зрак.

Заканчивать эпоху «дворцовых переворотов» убийством Павла I логичнее еще и потому, что он принял новый закон о престолонаследии, который и подвел черту под этой эпохой. 

Согласно этому указу, престол мог занять только сын императора. Поэтому в дальнейшем были исключены возможности различных комбинаций, характерных для предыдущего периода. Женщины были фактически отстранены от наследования российского престола.   

Продолжение читайте на сайте 11 июля