Министерство юстиции РФ представило законопроект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене, директор Института экономики роста имени Столыпина Анастасия Алехнович рассказала РАПСИ, какие риски для предпринимателей несет принятие данного проекта, во сколько раз могут увеличиться штрафы для организаций и что не так с ответственностью должностных лиц.

Каждую среду в рамках совместного спецпроекта РАПСИ и Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова «Бизнес-среды» специалисты и эксперты аппарата на примере реальных кейсов рассказывают о законодательных тонкостях и проблемах, с которыми сталкиваются бизнесмены, а также отвечают на вопросы читателей по интересующим их темам. Третий выпуск спецпроекта посвящен дискуссии вокруг принятия нового КоАП.


Избыточные требования к предпринимателям

Ранее Борис Титов заявил, что принятие нового КоАП в текущей редакции несет угрозу инвестиционному климату и развитию малого и среднего бизнеса в России. В экспертизе, которую провел аппарат бизнес-омбудсмена, выделено 19 пунктов. В частности, в документе говорится об необоснованном увеличении штрафов для организаций, о смягчении наказания для должностных лиц госорганов в результате неправомерных действий, об увеличении срока давности привлечения к ответственности и других моментах.

«Увеличиваются не только штрафы — в десятки раз — но и появляются новые правила: о продлении срока давности, о понятии «грубое правонарушение», хотя это нигде не прописано, и дальше ссылка идет на подзаконный акт, о расширении мер по обеспечению в рамках административного производства — не только ФНС со своим требованием накладывает арест счета на сумму неуплаченных налогов, но и любой контрольно-надзорный орган может предложить такую обеспечительную меру», — поясняет Алехнович.

Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации детского отдыха для индивидуальных предпринимателей предлагается увеличить штраф в 70 раз, за движение крупногабаритного транспорта с превышением массы для водителей иностранных компаний — до 60 раз, а за несдачу в срок документов в налоговые органы для должностных лиц — в 16 раз.

По словам руководителя экспертного центра при бизнес-омбудсмене, задача реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) состоит в том, чтобы ликвидировать избыточные, устаревшие, и коррупционно емкие требования, однако новый КоАП, наоборот, может все ужесточить. «Избыточные требования так и не ликвидированы. Сейчас эта работа фактически приостановлена. Более того, часть требований, которые выдавали рабочие группы по законопроекту, никак не учитывают современную практику и интересы бизнеса. Если мы сейчас их не ликвидируем, а сверху прикрутим КоАП в новой редакции, мы получим существенный удар по инвестиционному климату, а также малому и среднему бизнесу, как самым незащищенным категориям бизнеса», — считает эксперт.

Предложения аппарата уполномоченного

Перовое, что предлагают сделать эксперты бизнес-омбудсмена, это разобраться с избыточными требованиями, система которых должна обеспечивать баланс интересов трех сторон — граждан, государства и бизнеса. «В этом КоАПе пока превалируют интересы только госорганов. А нам важно посмотреть на эту систему требований глазами граждан и бизнеса, исходя из международного опыта», — подчеркивает Алехнович.

Кроме того, по ее мнению, в Кодексе необходимо предусмотреть освобождение предпринимателя от ответственности в случае добровольного устранения нарушений. 

«Если субъект предпринимательской деятельности добровольно устранил нарушение – вовремя его увидел исправил – он должен освобождаться от ответственности. Почему бизнесмен должен платить за самостоятельно выявленное и устраненное нарушение? Это прямой ущерб», — говорит эксперт.

Представитель аппарата бизнес-омбудсмена также считает несправедливым, когда предприниматель совершает нарушение, которое подпадает под несколько статей, и наказывается по наиболее жесткой санкции. «Почему нужно наказывать по высшей планке, то есть выбирать самую жесткую санкцию, когда за одно и то же нарушение несколько статей? Это тоже противоречит принципам реформы КНД и концепции этого КоАПа», — говорит Алехнович.

(Не) участие бизнеса в подготовке нового КоАП

В аппарате отметили, что при подготовке законопроектов мнение бизнеса фактически не учитывалось. Так, представители бизнеса, предпринимательских объединений и бизнес-омбудсмена не были включены в состав межведомственной рабочей группы по подготовке нового КоАП. Кроме того, не предполагается участие бизнеса и в доработке законопроектов.

«Предложение принять участие в работе над законопроектом от Минюста нам не поступало. Состав рабочей группы, которая занимается КоАПом, они не предполагают пересматривать. Его планируется изменить, обновив должности, но представлены там исключительно госорганы. На совещании мы услышали, что обсуждений с бизнесом не планируется», — отметила директор Института экономики роста имени Столыпина.

По ее словам, именно по этой причине аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей направил письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой организовать совещание по КоАпу с участием бизнес-сообщества. «Аппаратом было принято решение предложить провести обсуждение на уровне кабмина, то есть КоАП не может обсуждаться на уровне отдельного ведомства — Минюста — нужно организовывать диалог трех сторон: граждане, государство, бизнес на уровне правительства», — заключила Алехнович.