МОСКВА, 18 апр — РАПСИ. Воспитание патриотизма у школьников должно начинаться с уважения к символам государства, например, перед первым уроком можно исполнять гимн России, считает член комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по развитию высшего образования и науки Ольга Загвязинская.

«В рамках круглого стола, проведенного в рамках форума "Сообщество", мной прозвучало предложение начинать уроки с гимна Российской Федерации. Сегодня федеральным конституционным законом №3 от 25 декабря 2000 года предусмотрено в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях независимо от форм собственности - перед первым уроком в день начала нового учебного года исполнять гимн, а также во время проводимых указанными образовательными организациями торжественных мероприятий, посвященных государственным и муниципальным праздникам. Для этого не нужно менять законодательство, в федеральном конституционном законе о Государственном гимне РФ указано, что он может исполняться в иных случаях во время торжественных мероприятий», - сказала Загвязинская РАПСИ.

Как считает общественница, патриотизм начинается с малого, «с уважения к символам большого и славного государства», чью историю мы продолжаем. «Эти предложения простые, но в них заложен глубокий смысл», - добавила она.

Загвязинская также подчеркнула, что в основе российской образовательной системы стоят традиционные духовно-нравственные ценности, которые должны быть сформированы с раннего возраста. 

«Если обратиться к закону об образовании, мы увидим, что образование и воспитание являются единым целенаправленным процессом. Кроме духовно-нравственных ценностей, в воспитании важен патриотизм. Многие при слове «патриотизм» спотыкаются и спрашивают, что же это такое? И как его воспитывать? На площадке Общественной палаты Тюмени мы не раз обсуждали это понятие и пришли к выводу, что формировать патриотизм у граждан нужно исходя из любви к своему городу, улице, дому, а потом и к огромной стране», - рассказала эксперт.

Кроме того, Загвязинская считает, что с самого детства нужно учить детей межнациональному согласию, а для этого необходимо изучать не только историю своей страны, но и мировой опыт: историю ведущих религий, разных стран мира. «Это сформирует уважение к межконфессиональным и межнациональным ценностям. Это изучение должно быть глубоким, не поверхностным, именно тогда легче будет научить  межнациональному согласию и навыкам бесконфликтного общения в образовательной среде», - уверена член ОП РФ.

Говоря о духовно-нравственных ценностях, которые необходимо прививать детям, она также отметила: спокойствие, любовь, трудолюбие, традиционные общечеловеческие ценности, творчество и "нескончаемость" образовательного процесса. «Важно с детства формировать лидерские качества, умение аргументированно отстаивать свое мнение для того, чтобы противостоять социальному насилию, опасному поведению и так далее. Именно правовое просвещение позволяет разрешать конфликты путем самозащиты своих прав без превышения необходимой обороны», - пояснила эксперт.

Как сообщила Загвязинская, сегодня на базе университетов сформировано 38 координационных центров по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма. Такие центры по замыслу Минобрнауки РФ будут создаваться и дальше на территории России.

Общественница считает, что создание таких центров рассчитано на то, чтобы выстроить работу в едином ключе по всей стране. «Профилактическая работа с молодежью в рамках центров по борьбе с идеологией терроризма является важной задачей, которую на себя берет Министерство науки и высшего образования через вузы, прежде всего, федеральные университеты и те вузы, которые зарекомендовали себя в этой работе», - отметила она.

Загвязинская также сообщила, что ей предложили рассказать о работе тюменского центра и об опыте Тюменского университета на XVI специализированном форуме «Современные системы безопасности – Антитеррор».

«В 2019 году в рамках этого форума мы проводили игру «Суд над терроризмом» со студентами Сибирского федерального университета, депутатами Госдумы, журналистами, педагогами высшей школы, правоохранителями - такое второй раз не повторишь, но это было интересно. Во время игры участники рассмотрели дело по обвинению терроризма в преступлениях против человечества и аргументированно доказали опасность этого явления для каждого из нас», - рассказала эксперт.